Сибирские огни, 1952, № 2

ми, биноклями? Это настораживает: раз­ ве серия будет только о природе? Но краеведение — понятие несравненно бо­ лее широкое. И такая обложка совсем не соответствует содержанию книжки Н. Н. Протопопова «Наш юрод» . И последнее — о тираже. Ну что та­ кое три тысячи экземпляров для мас­ совой серии! Можно быть уверенным, что серия дальше Новосибирска не пой­ дёт. А жаль. Её бы нужно распростра­ нить не только в нашей области, в Си­ бири, но и в европейской части СССР. Уже вышедшие книжки свидетель­ ствуют, как нужны и ценны они, как вонвремя нацелили они школьника на краеведческую работу. Но мы позволим себе внести несколько [предложений, чтобы хорошее начинание стало лучше: 1. «Библиотечка школьника-краевё- да» уже привлекла ряд авторов-специа- листов, но имеющаяся тематика и по­ рядок выхода в свет книжек заставля­ ют предполагать, что издательство сей­ час зависит от автора: книжки печата­ ются не по строгому, заранее составлен­ ному плану, а даётся та тематика, ка­ кую могут представить авторы. Совер­ шенно необходимо' составить определён­ ный план, с тем, чтобы библиотечка рав­ номерно и разносторонне освещала наш край. Может быть, следует планировать материал концентрически, сначала об­ щие понятия, потом частные. По такому плану в первом концентре было бы до­ статочно о лесах дать книжку Крылова «Сокровища сибирской тайги», а хоро­ шую книжку Петрова «Сибирский кедр» дать уже во втором концентре, вместо неё в первом концентре нужно было дать характеристику других при­ родных условий, например почвы, во­ ды, животного мира. Пока такой плано­ вости тематики мы не видим. Из семи вышедших книжек пять посвящены рас­ тительности, одна — животному миру и только одна не о природе. Сибирь сейчас очень богата кадрами, и мы уверены, что, разработав план равномерного, освещения всех сторон природы и жизни «рая, издательство найдёт авторов на любую тему. 2. Нужна 'более строгая и тщательная редакционная работа. В вышедших книж­ ках встречаются неровность языка, иног­ да не оправдываемый темой лишний ма­ териал, неудачное название глав, а иногда и всей книжки, частые описки. Например, в книжке М. Ф. Петрова «Кедр сибирский» на стр. 1-й написа­ но: «Отделим скорлупу от ядра шиш­ ки». Нужно думать не шишки, а ореха. На стр. 9-й предлагается растирать орешки пестиком в кашицу, кипятить и получать растительные сливки. Видимо, растирать нужно не орешки, а только ядра. На стр. 13-й вместо кедра атлас- ского написано во втором случае «кедр алтайский». Описка досадная, так как пишется, что этот кедр не даёт орехов. Учитывая разносторонность серии, издательству необходимо к редактирова­ нию книг привлекать соответствующих специалистов. Поскольку библиотечка адресуется школьнику, нужно вовлечь в это дело учителя и особенно учителя-краеведа. Он во многом поможет и многое подска­ жет. А связь со школой, с учителем окажется плодотворной в этом очень нужном деле. Е. ОРЛОВА К

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2