Сибирские огни, 1952, № 2

пребывании в Новониколаевске товарища Кирова, знакомятся с революционной семьёй Шамшиных, узнают, именами ка­ ких людей названы городские улицы: Романова, Серебренникова, Дуси Ко­ вальчук. В главе «Город в лесах великой •стройки» показан (рост социалистическо­ го города, в ней правильно подчёрки­ вается, что Новосибирск рос как состав­ ная часть Урало-Кузнецкого комбината, говорится о месте Новосибирска среди других городов, о его культурном раз­ витии. К сожалению, очень краток ав­ тор в показе будущего города. Несомненно, книжка возбудит у чита­ теля законную гордость за свой город. Он сделает правильный вывод о том, что только социалистический строй со­ здал условия для такого быстрого разви­ тия городов в СССР, в частности Ново­ сибирска, ставшего за время советской власти третьим в РСФСР по величине площади городом и четвёртым — по на­ селению. Разбираемые книги, как видим, дают большой и интересный материал по затронутым темам и в основе своей вполне доступны для самостоятельного изучения их школьниками. Наши учите­ ля "будут иметь книги, которые помогут им проводить работу по изучению род­ ного края. Большинство книг библио­ течки обогащает учащихся нужными знаниями и побуждает их стать краеве-" дами, даёт им краеведческие задания, учит выполнять их. Особенно хороша в этом отношении книга Н. П. Смирнова «В поисках нового». Он призывает юных краеведов принять активное уча­ стие в краеведческой работе, показыва­ ет, как её нужно делать, и кончает кни­ гу прекрасными словами: «Учитесь и созидайте!» Автор предлагает школьникам сеять ежегодно «хотя бы по 10—15 кв. м то­ поля» , как «двинулось бы вперёд дело полезащитного лесонасаждения!» После интересного и обстоятельного описания опытов с ветвистой пшеницей автор об­ ращается к читателю: «Юные краеведы и натуралисты, будьте помощниками станции и селекционеров в деле изуче­ ния этой интересной культуры. Сейте её, поите её, кормите, наблюдайте за ней!..» Такая действенность книг библи­ отечки краеведа особенно ценна, и потому жаль, что в некоторых книгах её недостаёт. Н. Протопопов, например, совсем не останавливается на участии краеведов в изучении города и его окрестностей. Мало уделяет внимания этому вопросу и Г. Крылов, Это тем более досадно, что сам ж е он убедительно показал, какую значительную роль сыграли краеведы в деле изучения лесов в прошлом. В' книгах, адресованных учащимся, нужно предъявить особые требования характеру изложения. В этом отношении серия библиотечки пока неравноценна. Очень просто и увлекательно пишет Зверев («В верховьях Томи»), В этом бесспорное достоинство его книги. А произведение В. Г. Минаевой, хотя и предназначено для детей, академично и ничем не отличается от любого другого подобного справочника. А некоторые аб­ зацы явно трудны. Совершенно отсут- ствует занимательность, а можж» было бы кое-что дать, не увеличивая особен­ но объёма книжки. Сколько интересно­ го известно, например, о лимоннике (кстати, если мы пишем о лимоннике, то почему забыли его интереснейшего земляка жень-шень?). Неровен стиль книжки Г. В. Крыло­ ва. Местами автор пишет популярно, яс­ но, точно, он помнит, кто его читатель, он обращается к нему. А некоторые страницы напоминают ведомственный специальный отчёт. Причём специалист часто увлекается и излагает подробно­ сти ненужные, лишние, затрудняющие чтение. Необходимо также учитывать степень подготовленности читателя к 'восприя­ тию преподносимых им знаний. Во мно­ гих книгах встречаются, например, трудные и никак не объясняемые' тер­ мины и шнятия. Так, Г. Крылов не объяснил слов гутта, вивуальный гидро­ лиз, таксация, названия эр и перио­ дов. Есть непонятные для школьника термины и в книжке В. F. Минаевой. М. Ф. Петров в доказательство своих положений опирается на факты, не из­ вестные школьникам. Он указывает, что кедровники на Северном Урале находят­ ся между Верхним и Нижним озером (стр. 21). Что это за озёра и где они находятся? Или говорит о реках Кара- бас и Самбыл на Саянах, а школьники этих рек не знают, и поэтому для ори­ ентировки нужно было оказать, к какой речной системе они относятся. В связи с этим хочется сказать и о том, что было бы желательно иметь в книгах этой серии картосхемы и карты. Нет их, к сожалению, в книге М. Пет­ рова и мало их и у Г. Крылова. Приве­ дённая Г. Крыловым карта географиче­ ских зон не соответствует его же опи­ санию размещения лесов в Западной Си­ бири. Следовало и Н. П. Смирнову по­ казать, где находится описываемая им селекционная станция, тем более, что ни­ где в тексте автор не характеризует географических условий, в которых она находится. Несколько слов о внешнем оформле­ нии книжек. Удобен их небольшой фор­ мат, красивы обложки, яо почему-то книжки без переплёта. Ведь многие из них необходимо будет взять с собой на полевые работы, в поход, а обложки их уже на столе загибаются. Почему на них изображена только сибирская тайга и краеведы вооружены сетками, сачка­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2