Сибирские огни, 1952, № 2
пребывании в Новониколаевске товарища Кирова, знакомятся с революционной семьёй Шамшиных, узнают, именами ка ких людей названы городские улицы: Романова, Серебренникова, Дуси Ко вальчук. В главе «Город в лесах великой •стройки» показан (рост социалистическо го города, в ней правильно подчёрки вается, что Новосибирск рос как состав ная часть Урало-Кузнецкого комбината, говорится о месте Новосибирска среди других городов, о его культурном раз витии. К сожалению, очень краток ав тор в показе будущего города. Несомненно, книжка возбудит у чита теля законную гордость за свой город. Он сделает правильный вывод о том, что только социалистический строй со здал условия для такого быстрого разви тия городов в СССР, в частности Ново сибирска, ставшего за время советской власти третьим в РСФСР по величине площади городом и четвёртым — по на селению. Разбираемые книги, как видим, дают большой и интересный материал по затронутым темам и в основе своей вполне доступны для самостоятельного изучения их школьниками. Наши учите ля "будут иметь книги, которые помогут им проводить работу по изучению род ного края. Большинство книг библио течки обогащает учащихся нужными знаниями и побуждает их стать краеве-" дами, даёт им краеведческие задания, учит выполнять их. Особенно хороша в этом отношении книга Н. П. Смирнова «В поисках нового». Он призывает юных краеведов принять активное уча стие в краеведческой работе, показыва ет, как её нужно делать, и кончает кни гу прекрасными словами: «Учитесь и созидайте!» Автор предлагает школьникам сеять ежегодно «хотя бы по 10—15 кв. м то поля» , как «двинулось бы вперёд дело полезащитного лесонасаждения!» После интересного и обстоятельного описания опытов с ветвистой пшеницей автор об ращается к читателю: «Юные краеведы и натуралисты, будьте помощниками станции и селекционеров в деле изуче ния этой интересной культуры. Сейте её, поите её, кормите, наблюдайте за ней!..» Такая действенность книг библи отечки краеведа особенно ценна, и потому жаль, что в некоторых книгах её недостаёт. Н. Протопопов, например, совсем не останавливается на участии краеведов в изучении города и его окрестностей. Мало уделяет внимания этому вопросу и Г. Крылов, Это тем более досадно, что сам ж е он убедительно показал, какую значительную роль сыграли краеведы в деле изучения лесов в прошлом. В' книгах, адресованных учащимся, нужно предъявить особые требования характеру изложения. В этом отношении серия библиотечки пока неравноценна. Очень просто и увлекательно пишет Зверев («В верховьях Томи»), В этом бесспорное достоинство его книги. А произведение В. Г. Минаевой, хотя и предназначено для детей, академично и ничем не отличается от любого другого подобного справочника. А некоторые аб зацы явно трудны. Совершенно отсут- ствует занимательность, а можж» было бы кое-что дать, не увеличивая особен но объёма книжки. Сколько интересно го известно, например, о лимоннике (кстати, если мы пишем о лимоннике, то почему забыли его интереснейшего земляка жень-шень?). Неровен стиль книжки Г. В. Крыло ва. Местами автор пишет популярно, яс но, точно, он помнит, кто его читатель, он обращается к нему. А некоторые страницы напоминают ведомственный специальный отчёт. Причём специалист часто увлекается и излагает подробно сти ненужные, лишние, затрудняющие чтение. Необходимо также учитывать степень подготовленности читателя к 'восприя тию преподносимых им знаний. Во мно гих книгах встречаются, например, трудные и никак не объясняемые' тер мины и шнятия. Так, Г. Крылов не объяснил слов гутта, вивуальный гидро лиз, таксация, названия эр и перио дов. Есть непонятные для школьника термины и в книжке В. F. Минаевой. М. Ф. Петров в доказательство своих положений опирается на факты, не из вестные школьникам. Он указывает, что кедровники на Северном Урале находят ся между Верхним и Нижним озером (стр. 21). Что это за озёра и где они находятся? Или говорит о реках Кара- бас и Самбыл на Саянах, а школьники этих рек не знают, и поэтому для ори ентировки нужно было оказать, к какой речной системе они относятся. В связи с этим хочется сказать и о том, что было бы желательно иметь в книгах этой серии картосхемы и карты. Нет их, к сожалению, в книге М. Пет рова и мало их и у Г. Крылова. Приве дённая Г. Крыловым карта географиче ских зон не соответствует его же опи санию размещения лесов в Западной Си бири. Следовало и Н. П. Смирнову по казать, где находится описываемая им селекционная станция, тем более, что ни где в тексте автор не характеризует географических условий, в которых она находится. Несколько слов о внешнем оформле нии книжек. Удобен их небольшой фор мат, красивы обложки, яо почему-то книжки без переплёта. Ведь многие из них необходимо будет взять с собой на полевые работы, в поход, а обложки их уже на столе загибаются. Почему на них изображена только сибирская тайга и краеведы вооружены сетками, сачка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2