Сибирские огни, 1952, № 2
ка стала жить у человека и до сих пор живёт». Так интерпретировала народ ная мудрость в сказке выдающийся культурный факт одомашнения «соба ки», древнейшего прирученного челове ком животного, особенно близкого дру га его, помощника, защитника. Подвластные, в условиях низкого развития труда, природным стихиям, люди задавались часто недоуменным во просом, какая же из этих сил выше, — и приходили к мысли о превосходстве че ловека над всеми стихиями. Замечатель на в этом отношении нанайская сказка «Кто сильнее всех?», заканчивающаяся выводом, что сильнее всех явлений и стихий (льда, солнца, туч, ветра, гор, деревьев) — человек. Ярко выражена та же мысль о мощи, человека и в сказ ках ненцев и эскимосов. Совершенно особое место в устном творчестве народов Сибири занимают новые, созданные в советское время, произведения. В рассматриваемых изда ниях они представлены бурятскими, на найскими, чукотскими, эскимосскими сказками и удэгейскими песнями. Надо сказать, что новый фольклор ещё только складывается у сибирских народностей, причём преобладающей художественной формой современной тематики является песня. Своё содержание советские сказки черпают в социалистической действитель ности, в той новой культуре, которая возникла и развивается во всех обла стях жизни людей сталинской эпохи. Благодаря этому, сказки эти служат устным свидетельством происшедшего в сознании отсталых народов перелома, формирования у них новой идеологии. Великими идеями нашей эпохи проник нуты современные сказки, как и дру гие произведения сибирских народно стей. Бурятская сказка «Голубь и ласточ ка» сопоставляет два мира. Перелётная ласточка сообщает о тяготах жизни в чужих краях: «Плохо живут там. Негде гнезда прилепить, зёрнышка подобрать. Грохот, огонь, кровь, смерть... От горя почернела». ' Постоянно живущий на одном месте голубь рассказывает о при вольной жизни в нашей стране, о про исходящей великой перестройке приро ды: «Разве не знаешь, что советские люди всё могут сделать?.. Они пустыни превратили в леса, степи — в сады, реки — в моря1..» . Конец сказки приме чателен: «Больше не полечу в чужие страны, — сказала ласточка и начала лепить гнездо под карнизом нового дома». Таково идейное содержание и других бурятских современных сказок. Сказка «Белка и мышь» говорит о свя щенной социалистической собственности на колхозные поля, а «Сказка о пяти пальцах» — о торжестве социалистиче ских идей над частнособственническим Как мне приходилось уже указывать1, современная тематика творчества наро дов Сибири связана чаще всего с обра зом животворящего солнца. Мотив этот встречался у многих народов и в прош лом. У ненцев, эвенов, нанаев, нивхов, чукчей распространены были сказки о том, как люди лишились солнца и оста лись во мраке и холоде. Так выражали заброшенные жители тайги и тундры вековую тоску по источнику света и ра дости. В ' настоящих изданиях к таким старым сказкам относятся корякские «Ворон и Солнце» и «Сохолылан» и эскимосская «Заяц-победитель». Теперь этот старый мотив приобрёл совсем иной смысл. Солнце — это советская власть, которая спасла людей от вечно го голода и горя и дала им «новую, хо рошую жизнь» (чукотская сказка «Солн це»), Мотив возвращённого людям Солнца связан, в свою очередь, в на родном творчестве с именами великих устроителей новой жизни — Ленина и Сталина. Эскимосская сказка «Нутагин и посланник Солнца», повествующая о замечательных переменах в бытии лю дей, заканчивается словами: «Мы счаст ливы!.. Счастье пришло к нам от боль шого и яркого солнца, которое люди на зывают — Сталин. Солнце это светит всегда... И всегда при всех наших уда чах мы смотрим на это солнце и радост но произносим его имя — Сталин!». П> всюду в Сибири — от ямальских тундр на западе до чукотских на востоке бы тует в тех или иных вариантах сказка о том, как Ленин возвратил людям Солн це и озарил их теплом и светом. А когда Ленин покидал Большую Землю, он вручил Солнце Сталину, который, по добно Ленину, учит людей, «как надо жить на земле и любить эту землю». В замечательной в художественном отно шении нанайской сказке «Солнце наро да» — богатырь Ленин «взял солнце в руки и повернул его самыми яркими лу чами туда, где жили нанаи». А когда случилось большое несчастье — умер Ленин, «солнце взял в свои руки дру гой богатырь — самый близкий друг Ленина — Сталин». «С силой его никто не может помериться. Глаза его видят всё на земле. Уши его слышат всё, что говорят народы. Ум его знает всё, о чём думают люди. Мысль его глубока, как глубок океан. Голос его слышат все на роды во всём мире. Он во всём мире са мый большой, самый мудрый и сильный человек». Исследователь советского фольклора народов Сибири должен остановить своё внимание на интересном цикле удэгей ских песен о Ленине и Сталине, опуб ликованном С. Холодным и состоящем из двенадцати стихотворений, одни на звания которых дают уже ясное пред ставление о цикле: «Счастье пришло к началом. 1 См. Советская этнография, 1951 г., № 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2