Сибирские огни, 1952, № 2

известных в прошлом межплеменных войн на крайнем северо-востоке она даёт замечательную картину древней военной демократии эскимосов, органи­ зации военного дела, его техники и так­ тики, обычаев, связанных с войнами. В связи с частыми в старину межро­ довыми и межплеменными столкновения­ ми и охотничьим бытом многих народов Сибири у них было сильно развито фи­ зическое воспитание молодёжи. Игры их носили в большинстве спортивный и военный характер. С малых лет люби­ мыми развлечениями были прыжки, бег, борьба, упражнения с тяжестями, стрель­ ба из лука, метание аркана, фехтованье мечами. Всё это должно было закалить с детства будущих охотников и воинов — защитников рода, сделать их бесстраш­ ными, сильными и выносливыми. В эскимосской сказке «Как острова про­ изошли» охотник Таграк, готовясь к битве с орлами — врагами людей, взби­ рается ежедневно на высокие скалы, прыгает через пропасти и ущелья, дого­ няет в тундре убегающую лису. В сказ­ ке «Виютку-предводитель» воины-эски- мосы, в ожидании неприятеля, соревну­ ются каждый день: бегуны — в беге, борцы — в борьбе и поднятии тяжестей, а копьеносцы — в метании копий в цель. И животные, подобно людям, набирают силы для будущих боёв и, набрав их, становятся непобедимыми. Спортивные состязания играли немаловажную роль в жизни населения: этим путём разреша­ лись и ссоры, и споры, и существенный вопрос о браке. Большое место занимают в творчестве народов Сибири сказки о животных, бо­ гато представленные и в настоящих сборниках. В их животном эпосе весь­ ма мало чисто сказочных, волшебных элементов, отсутствует необычайная фантастическая обстановка, и в этом от­ ношении они отражают в известной мере быт охотничьего населения. Многие сказ­ ки, принадлежащие разным народностям, весьма близки между собою по содержа­ нию, сюжету или отдельным мотивам. Эта близость является, по моему мне­ нию, результатом не заимствования, а известной, часто весьма сильной куль­ турной общности племён, находившихся на одинаковом уровне развития. В сказочной форме народная фантазия объясняла отличительные черты во внешности и строении тела, в образе жизни, повадках и месте обитания раз­ личных животных. Самые названия не­ которых сказок нанаев («Почему звери друг от друга отличаются?», «Почему караси живут только в озёрах?»), ненцев («Почему рыбы живут в воде?», «Поче­ му гагара ходить не может?»), чукчей («Как медведь бесхвостым стал?») и других народов показывают именно та­ кое их содержание. Действующим в сказках животным присваивались, обычно, одни и те же ка­ чества: буряты, ненцы, нанаи и другие народы считали медведя трусливым и Глуповатым увальнем, лисицу, песца и ворону — хитрыми и обманчивыми, со­ боля и мышь — умными, а лося и оле­ ня — глупыми и т. д. Звери и птицы жи­ вут в сказках совсем как люди — в чу­ мах или юртах, у них такая же утварь, так же они состязаются в силе и беге, воюют, помогают друг другу. Часто они выступают выразителями моральных воззрений народа. Отдельно нуяшо сказать о распростра­ нённом у палеоазиатов крайнего северо- востока цикле сказок о вороне, сочетаю­ щих мифологические элементы с эпиче­ скими. Всемогущий ворон сотворил землю, дал людям оленя и собаку, научил их рыболовству и охоте, оказывает им в разных случаях помощь, наказывает приносящих людям зло. Отношение к этой главной фигуре мифологии испол­ нено, однако, противоречий и далеко от преклонения. И у коряков, и у чукчей, и у эскимосов (как и у ительменов) он выступает часто недалёким, похотливым, вороватым, попадает в глупое положе­ ние и служит предметом насмешек. Даже в тех случаях, когда он будто бы пре­ одолел препятствия и оказался победи­ телем, он в конце концов терпит пора­ жение, становясь жертвой собственного вероломства или жадности. Разнообразные по содержанию сказки названных сборников насыщены также сказочными элементами. Они повествуют о чудесных превращениях и оборотнях, о необычайных приключениях, столкно­ вениях и борьбе с вражьими силами. Отразившиеся в сказках анимистические представления, населяющие духами весь мир, чрезвычайно усиливают их фантастический характер. Вместе с тем, сказки эти построены на конкретном эт­ нографическом фоне и не лишены значи­ тельных элементов реализма. Реалистические элементы преоблада­ ют, а фантастические почти исчезают в сказках бытовых, повествующих о по­ исках женихов или невест, и охотничьих, часто высмеивающих неудачливых охот­ ников. Явно реалистичны по своему со­ держанию исторические сказки и сказ­ ки о животных. Достойно внимания, что далёкие от материалистического понимания законов природы люди постоянно выражали в сказках мысль о мощи и превосходстве человека над всеми силами и явления­ ми мира. Очень показательна в этом от­ ношении прекрасная ненецкая сказка о собаке. Собака — не прирученная, а дикий прапредок её — искала товарища, дабы не быть одинокой. Звери, которых она поочерёдно выбирала, — заяц, волк, медведь, — оказались негодными для совместной жизни: все они боялись один другого или человека. Не боялся никого только сам человек. «Тут соба­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2