Сибирские огни, 1952, № 2
известных в прошлом межплеменных войн на крайнем северо-востоке она даёт замечательную картину древней военной демократии эскимосов, органи зации военного дела, его техники и так тики, обычаев, связанных с войнами. В связи с частыми в старину межро довыми и межплеменными столкновения ми и охотничьим бытом многих народов Сибири у них было сильно развито фи зическое воспитание молодёжи. Игры их носили в большинстве спортивный и военный характер. С малых лет люби мыми развлечениями были прыжки, бег, борьба, упражнения с тяжестями, стрель ба из лука, метание аркана, фехтованье мечами. Всё это должно было закалить с детства будущих охотников и воинов — защитников рода, сделать их бесстраш ными, сильными и выносливыми. В эскимосской сказке «Как острова про изошли» охотник Таграк, готовясь к битве с орлами — врагами людей, взби рается ежедневно на высокие скалы, прыгает через пропасти и ущелья, дого няет в тундре убегающую лису. В сказ ке «Виютку-предводитель» воины-эски- мосы, в ожидании неприятеля, соревну ются каждый день: бегуны — в беге, борцы — в борьбе и поднятии тяжестей, а копьеносцы — в метании копий в цель. И животные, подобно людям, набирают силы для будущих боёв и, набрав их, становятся непобедимыми. Спортивные состязания играли немаловажную роль в жизни населения: этим путём разреша лись и ссоры, и споры, и существенный вопрос о браке. Большое место занимают в творчестве народов Сибири сказки о животных, бо гато представленные и в настоящих сборниках. В их животном эпосе весь ма мало чисто сказочных, волшебных элементов, отсутствует необычайная фантастическая обстановка, и в этом от ношении они отражают в известной мере быт охотничьего населения. Многие сказ ки, принадлежащие разным народностям, весьма близки между собою по содержа нию, сюжету или отдельным мотивам. Эта близость является, по моему мне нию, результатом не заимствования, а известной, часто весьма сильной куль турной общности племён, находившихся на одинаковом уровне развития. В сказочной форме народная фантазия объясняла отличительные черты во внешности и строении тела, в образе жизни, повадках и месте обитания раз личных животных. Самые названия не которых сказок нанаев («Почему звери друг от друга отличаются?», «Почему караси живут только в озёрах?»), ненцев («Почему рыбы живут в воде?», «Поче му гагара ходить не может?»), чукчей («Как медведь бесхвостым стал?») и других народов показывают именно та кое их содержание. Действующим в сказках животным присваивались, обычно, одни и те же ка чества: буряты, ненцы, нанаи и другие народы считали медведя трусливым и Глуповатым увальнем, лисицу, песца и ворону — хитрыми и обманчивыми, со боля и мышь — умными, а лося и оле ня — глупыми и т. д. Звери и птицы жи вут в сказках совсем как люди — в чу мах или юртах, у них такая же утварь, так же они состязаются в силе и беге, воюют, помогают друг другу. Часто они выступают выразителями моральных воззрений народа. Отдельно нуяшо сказать о распростра нённом у палеоазиатов крайнего северо- востока цикле сказок о вороне, сочетаю щих мифологические элементы с эпиче скими. Всемогущий ворон сотворил землю, дал людям оленя и собаку, научил их рыболовству и охоте, оказывает им в разных случаях помощь, наказывает приносящих людям зло. Отношение к этой главной фигуре мифологии испол нено, однако, противоречий и далеко от преклонения. И у коряков, и у чукчей, и у эскимосов (как и у ительменов) он выступает часто недалёким, похотливым, вороватым, попадает в глупое положе ние и служит предметом насмешек. Даже в тех случаях, когда он будто бы пре одолел препятствия и оказался победи телем, он в конце концов терпит пора жение, становясь жертвой собственного вероломства или жадности. Разнообразные по содержанию сказки названных сборников насыщены также сказочными элементами. Они повествуют о чудесных превращениях и оборотнях, о необычайных приключениях, столкно вениях и борьбе с вражьими силами. Отразившиеся в сказках анимистические представления, населяющие духами весь мир, чрезвычайно усиливают их фантастический характер. Вместе с тем, сказки эти построены на конкретном эт нографическом фоне и не лишены значи тельных элементов реализма. Реалистические элементы преоблада ют, а фантастические почти исчезают в сказках бытовых, повествующих о по исках женихов или невест, и охотничьих, часто высмеивающих неудачливых охот ников. Явно реалистичны по своему со держанию исторические сказки и сказ ки о животных. Достойно внимания, что далёкие от материалистического понимания законов природы люди постоянно выражали в сказках мысль о мощи и превосходстве человека над всеми силами и явления ми мира. Очень показательна в этом от ношении прекрасная ненецкая сказка о собаке. Собака — не прирученная, а дикий прапредок её — искала товарища, дабы не быть одинокой. Звери, которых она поочерёдно выбирала, — заяц, волк, медведь, — оказались негодными для совместной жизни: все они боялись один другого или человека. Не боялся никого только сам человек. «Тут соба
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2