Сибирские огни, 1952, № 2
следам наступающей Красной Армии. Владимир Ильич хотел окунуть писателя в самую гущу событий, чтобы он уви дел армию, города, деревни, родное По волжье. Глубокое значение рассмотренного письма ещё не всегда должным образом оценивается. В упоминавшейся уже ра нее статье Н. Белкиной «М. Горький» содержание письма трактуется чрезмерно обще, поверхностно. В. И. Ленин очень конкретно раскры вает содержание понятия «соприкоснове ние с жизнью», придавая этому большое значение. Ленин говорит, что художник должен наблюдать «внизу», определяет,, где и чью жизнь наблюдать. У Н. Бел киной об этом не упоминается. Ленин говорит, что надо не только наблюдать, но и активно участвовать в строитель стве новой жизни. Об этом в статье нет и намёка. Глубочайшее содержание ленинского письма представлено, таким образом, в обеднённом виде. Чрезвычайно важное значение имеет также вопрос о ленинских принципах под хода к оценке крупнейших деятелей ли тературы. В своих оценках Горького Ленин и Сталин всегда говорят о его громадном художественном таланте. Для Ленина и Сталина Горький прежде всего — вели кий художник пролетариата. В своих произведениях он выступает, как гро мадный авторитет. Здесь ему «все кни ги в руки» (Ленин). Исторический смысл и значение деятельности писате ля в том, что в его творчестве револю ционный пролетариат впервые увидел в художественной форме воплощение сво- изо классовых интересов. Сила Горького в том, что глубокое знание марксистско-ленинской теории, большевистская идейность гармониче ски сочетались в нём с громадным ху дожественным талантом, что и делало его писателем нового типа, поднимало его творчество на огромную идейную высоту. Вместе с тем, Ленин и Сталин всегда прямо говорили об ошибках философ ского и политического характера, иногда допускавшихся великим писателем. В «Заметках публициста» В. И. Ленин говорит, что положительная сторона Горького, громадный плюс для пролетариата, для партии, для револю ции — его художественное творчество, художественный талант. Отрицательная величина, слабая сторона писателя — его философские ошибки, его сочувствие махизму и отзовизму. Так подходит В. И. Ленин к оценке деятельности Горького периода 1908—10 годов. Гениальность Ленина нашла выраже ние и в том, что он блестяще разрешал самые острые и сложные проблемы ли тературы. Именно Владимир Ильич все сторонне раскрыл один из самых слож ных вопросов — об общественной роли литературы и сформулировал свой гени альный принцип партийности в статье «Партийная организация и партийная ли тература». Самым крупным и сложным художником XIX и начала XX века был Л. Толстой. Ленин в серии статей гени ально показал, в чём историческое значе ние и противоречивость его творчества. Самым крупным пролетарским художни ком современности, основоположником пролетарской социалистической литерату ры был Горький. В. И. Ленин опреде лил его значение как пролетарского писа теля, как классика русской национальной литературы, художника, чьё творчество имеет громадное международное значе ние. Но вместе с тем, как уже было сказано ранее, Владимир Ильич видел в Горь ком не только его могучий талант. Он критиковал недостатки художника. Ма хисты и отзовисты сюсюкали и заиски вали перед Горьким, пытались под держать его авторитетом своё шаткое положение, спекулятивно использовать этот авторитет «для укрепления ма хизма и отзовизма». С этой целью они хотели «закрепить и использовать как раз то, что составляет его слабую сто рону, что входит отрицательной величи ной в сумму приносимой им пролетариа ту громадной пользы». Это, говорил Ленин, «образчик того, как с авторите том обращаться не следует». По Ленину правильное отношение к крупному деятелю искусства предполага ет создание наиболее благоприятных ус ловий для развития его таланта, под держку сильных его сторон, чтобы они могли развиться во всю мощь, критику, помощь в исправлении ошибок, недостат ков. Тем самым создаются условия для роста таланта художника, для того, что бы он принёс максимальную пользу на роду. Тем самым художник предохра няется от движения вспять, от застоя. С «Заметками публициста» перекли кается работа товарища Сталина «Окру жили мя тельцы мнози тучны» ( 1 9 1 7 г.), в которой также говорится о роли «ав торитетов». В статье проводится мысль, что «авторитет» лишь до тех пор сохра няет право на это высокое звание, пока он служит революции, пока он идёт впе рёд вместе с ней, учится у неё. Значение великого человека, великого писателя определяется силой выражения им настроений народа, глубиной понима ния путей и перспектив, объективных законов общественного развития. Но если писатель отрывается от масс, перестаёт выражать потребности об щественного развития, передовые идеи своего времени, перестаёт служить ре волюции и учиться у неё, то он неизбежно перестаёт быть крупным деятелем. Не только в этой статье, являвшейся предупреждением Горькому в связи с его ошибками, но и в ряде других работ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2