Сибирские огни, 1952, № 2

следам наступающей Красной Армии. Владимир Ильич хотел окунуть писателя в самую гущу событий, чтобы он уви­ дел армию, города, деревни, родное По­ волжье. Глубокое значение рассмотренного письма ещё не всегда должным образом оценивается. В упоминавшейся уже ра­ нее статье Н. Белкиной «М. Горький» содержание письма трактуется чрезмерно обще, поверхностно. В. И. Ленин очень конкретно раскры­ вает содержание понятия «соприкоснове­ ние с жизнью», придавая этому большое значение. Ленин говорит, что художник должен наблюдать «внизу», определяет,, где и чью жизнь наблюдать. У Н. Бел­ киной об этом не упоминается. Ленин говорит, что надо не только наблюдать, но и активно участвовать в строитель­ стве новой жизни. Об этом в статье нет и намёка. Глубочайшее содержание ленинского письма представлено, таким образом, в обеднённом виде. Чрезвычайно важное значение имеет также вопрос о ленинских принципах под­ хода к оценке крупнейших деятелей ли­ тературы. В своих оценках Горького Ленин и Сталин всегда говорят о его громадном художественном таланте. Для Ленина и Сталина Горький прежде всего — вели­ кий художник пролетариата. В своих произведениях он выступает, как гро­ мадный авторитет. Здесь ему «все кни­ ги в руки» (Ленин). Исторический смысл и значение деятельности писате­ ля в том, что в его творчестве револю­ ционный пролетариат впервые увидел в художественной форме воплощение сво- изо классовых интересов. Сила Горького в том, что глубокое знание марксистско-ленинской теории, большевистская идейность гармониче­ ски сочетались в нём с громадным ху­ дожественным талантом, что и делало его писателем нового типа, поднимало его творчество на огромную идейную высоту. Вместе с тем, Ленин и Сталин всегда прямо говорили об ошибках философ­ ского и политического характера, иногда допускавшихся великим писателем. В «Заметках публициста» В. И. Ленин говорит, что положительная сторона Горького, громадный плюс для пролетариата, для партии, для револю­ ции — его художественное творчество, художественный талант. Отрицательная величина, слабая сторона писателя — его философские ошибки, его сочувствие махизму и отзовизму. Так подходит В. И. Ленин к оценке деятельности Горького периода 1908—10 годов. Гениальность Ленина нашла выраже­ ние и в том, что он блестяще разрешал самые острые и сложные проблемы ли­ тературы. Именно Владимир Ильич все­ сторонне раскрыл один из самых слож­ ных вопросов — об общественной роли литературы и сформулировал свой гени­ альный принцип партийности в статье «Партийная организация и партийная ли­ тература». Самым крупным и сложным художником XIX и начала XX века был Л. Толстой. Ленин в серии статей гени­ ально показал, в чём историческое значе­ ние и противоречивость его творчества. Самым крупным пролетарским художни­ ком современности, основоположником пролетарской социалистической литерату­ ры был Горький. В. И. Ленин опреде­ лил его значение как пролетарского писа­ теля, как классика русской национальной литературы, художника, чьё творчество имеет громадное международное значе­ ние. Но вместе с тем, как уже было сказано ранее, Владимир Ильич видел в Горь­ ком не только его могучий талант. Он критиковал недостатки художника. Ма­ хисты и отзовисты сюсюкали и заиски­ вали перед Горьким, пытались под­ держать его авторитетом своё шаткое положение, спекулятивно использовать этот авторитет «для укрепления ма­ хизма и отзовизма». С этой целью они хотели «закрепить и использовать как раз то, что составляет его слабую сто­ рону, что входит отрицательной величи­ ной в сумму приносимой им пролетариа­ ту громадной пользы». Это, говорил Ленин, «образчик того, как с авторите­ том обращаться не следует». По Ленину правильное отношение к крупному деятелю искусства предполага­ ет создание наиболее благоприятных ус­ ловий для развития его таланта, под­ держку сильных его сторон, чтобы они могли развиться во всю мощь, критику, помощь в исправлении ошибок, недостат­ ков. Тем самым создаются условия для роста таланта художника, для того, что­ бы он принёс максимальную пользу на­ роду. Тем самым художник предохра­ няется от движения вспять, от застоя. С «Заметками публициста» перекли­ кается работа товарища Сталина «Окру­ жили мя тельцы мнози тучны» ( 1 9 1 7 г.), в которой также говорится о роли «ав­ торитетов». В статье проводится мысль, что «авторитет» лишь до тех пор сохра­ няет право на это высокое звание, пока он служит революции, пока он идёт впе­ рёд вместе с ней, учится у неё. Значение великого человека, великого писателя определяется силой выражения им настроений народа, глубиной понима­ ния путей и перспектив, объективных законов общественного развития. Но если писатель отрывается от масс, перестаёт выражать потребности об­ щественного развития, передовые идеи своего времени, перестаёт служить ре­ волюции и учиться у неё, то он неизбежно перестаёт быть крупным деятелем. Не только в этой статье, являвшейся предупреждением Горькому в связи с его ошибками, но и в ряде других работ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2