Сибирские огни, 1952, № 2

логию того или другого участника борь­ бы, но не смысл борьбы, не значение её партийное и политическое» (Соч., т. 34 , стр. 355). Это очень важное положение. Из него следует: для того, чтобы нарисовать жизнь правдиво, нарисовать общую, мно­ гостороннюю её картину, в непрестанном развитии и борьбе противоположных сил, в её историческом значении писате­ лю мало узкого психологизма, мало по­ нимания души отдельных участников борьбы. Он должен видеть главные, ве­ дущие силы и направления этой борь­ бы, основные конфликты и пружины об­ щественного развития, осознавать смысл борьбы, значение её партийное и поли­ тическое. Но так показать жизнь писатель мо­ жет тогда лишь, когда он изучает и понимает деятельность людей. Без этого и понимание каждого отдельного чело­ века будет внешним, поверхностным. В свете приведённого высказывания Ленина особенно ясным становится весь антинаучный идеалистический смысл утверждений А. Гурвича, который в статье «Сила положительного примера» выдвигал в качестве критерия художе­ ственности наличие в произведении не­ ких «резервов человеческого духа», рас­ сматривал душевный мир человека абстрактно, в полном отрыве от его об­ щественной, политической и трудовой деятельности. М. Горький глубоко изучал жизнь, участвовал сам в революционном дви­ жении, понимал «дела» революции и поэтому он мог показать не только пси­ хологию отдельных борцов, но смысл борьбы, её значение, партийное и поли­ тическое. Особенно обстоятельно разъясняет рас­ сматриваемый нами вопрос Владимир Ильич в своём письме к Горькому от 31 июля 1919 г. Осуждая ошибки и мрачные настроения, овладевшие писа­ телем в это время, Ленин вскрывает их причины. Они в том, что Горький нахо­ дится в Петрограде, откуда лучшие сы­ ны рабочего класса ушли на фронт и в деревню, и где писателя осаждают «остатки аристократии», «десятки обоз­ лённых буржуазных интеллигентов», изливающих злобу против Советской власти. «Вы поставили себя в положе- ние, в котором непосредственно наблю­ дать нового в жизни рабочих и кресть­ ян, т. е. 9/1П населения России, Вы не можете, в котором Вы вынуждены наблюдать обрывки жизни бывшей столицы... Ни нового в армии, ни нового в деревне, ни нового на фабрике Вы здесь, как художник, наблюдать и изу­ чать не можете . Вы отняли у себя воз­ можность то делать, что удовлетворило бы художника...» (Соч., т. 35 , стр. 349). Ленин говорит о том, что худож­ ник может потерять перспективу, если он отрывается от почвы. Художник должен наблюдать жизнь не везде, а там, где происходят её основные проявления, где рождается новое, там, где народ — рабо­ чие и крестьяне. Нужно умение отбирать наиболее важные в данный момент объек­ ты наблюдения, по которым только и можно составить правильное представле­ ние об обстановке. Не всё наблюдаемое и действительно существующее может отображать типичные черты современно­ сти, главное в жизни и давать худож­ нику возможность правильно понять и отобразить её. Далее Владимир Ильич в письме го­ ворит: «Одно дело — видеть, другое де­ ло ежедневно во всей жизни ощущать прикосновение». Значит, мало только наблюдать: художник должен ощущать соприкосновение с жизнью — кипеть в гуще событий, лично сталкиваться с но­ выми людьми, с ростками нового. Поэто­ му: «Если наблюдать, надо наблюдать внизу, где можно обозреть работу но­ вого строения жизни, в рабочем посёлке провинции или в деревне» (Соч., том 35, стр. 348). Вся важность этих советов Ленина становится особенно рельефной, если поставить это письмо в связь с рабо­ тами Владимира Ильича тех лет: «О характере наших газет» , «Маленькая картинка для выяснения больших воп­ росов», «Великий почин». Во всех этих произведениях Владимир Ильич выступает.против политической трескот­ ни и абстрактных рассуждений, ориен­ тирует литераторов на изучение и обобщение «опыта буден» , практической повседневной деятельности масс, по со­ циалистическому строительству. В этом Ленин видит важнейшую задачу пропа­ гандистов, литераторов. К этому же приковывал он и внимание М. Горь­ кого, указывая ему путь для её выпол­ нения: «радикально измените обстанов­ ку, и среду, и местожительство, и заня­ тия» . Значит, только прикасаясь к истокам новой жизни, выступая как активный её созидатель, художник может обрести творческие стимулы и понимание этой новой жизни. Ленин не случайно в дан­ ном случае подчёркивает слово «наблю­ дать». Это звучит как осуждение пас­ сивности, на которое писатель обрёк сеь бя, поставив «в положение профессио­ нального редактора переводов и т. п., положение, в котором наблюдать нового строения жизни нельзя». Следовательно, для того, чтобы знать, изучать, понимать жизнь, писатель дол­ жен быть не пассивным наблюдателем со стороны, а творцом жизни, активным по­ литическим деятелем. Как известно, Ленин предложил Горькому и практиче­ скую помощь — принять участие в рейсе агитпарохода «Красная звезда» по Каме и Волге. Комиссаром на агитпароходе был В. М. Молотов. Путь пролегал по 12. «Сибирские огни» № 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2