Сибирские огни, 1952, № 2
логию того или другого участника борь бы, но не смысл борьбы, не значение её партийное и политическое» (Соч., т. 34 , стр. 355). Это очень важное положение. Из него следует: для того, чтобы нарисовать жизнь правдиво, нарисовать общую, мно гостороннюю её картину, в непрестанном развитии и борьбе противоположных сил, в её историческом значении писате лю мало узкого психологизма, мало по нимания души отдельных участников борьбы. Он должен видеть главные, ве дущие силы и направления этой борь бы, основные конфликты и пружины об щественного развития, осознавать смысл борьбы, значение её партийное и поли тическое. Но так показать жизнь писатель мо жет тогда лишь, когда он изучает и понимает деятельность людей. Без этого и понимание каждого отдельного чело века будет внешним, поверхностным. В свете приведённого высказывания Ленина особенно ясным становится весь антинаучный идеалистический смысл утверждений А. Гурвича, который в статье «Сила положительного примера» выдвигал в качестве критерия художе ственности наличие в произведении не ких «резервов человеческого духа», рас сматривал душевный мир человека абстрактно, в полном отрыве от его об щественной, политической и трудовой деятельности. М. Горький глубоко изучал жизнь, участвовал сам в революционном дви жении, понимал «дела» революции и поэтому он мог показать не только пси хологию отдельных борцов, но смысл борьбы, её значение, партийное и поли тическое. Особенно обстоятельно разъясняет рас сматриваемый нами вопрос Владимир Ильич в своём письме к Горькому от 31 июля 1919 г. Осуждая ошибки и мрачные настроения, овладевшие писа телем в это время, Ленин вскрывает их причины. Они в том, что Горький нахо дится в Петрограде, откуда лучшие сы ны рабочего класса ушли на фронт и в деревню, и где писателя осаждают «остатки аристократии», «десятки обоз лённых буржуазных интеллигентов», изливающих злобу против Советской власти. «Вы поставили себя в положе- ние, в котором непосредственно наблю дать нового в жизни рабочих и кресть ян, т. е. 9/1П населения России, Вы не можете, в котором Вы вынуждены наблюдать обрывки жизни бывшей столицы... Ни нового в армии, ни нового в деревне, ни нового на фабрике Вы здесь, как художник, наблюдать и изу чать не можете . Вы отняли у себя воз можность то делать, что удовлетворило бы художника...» (Соч., т. 35 , стр. 349). Ленин говорит о том, что худож ник может потерять перспективу, если он отрывается от почвы. Художник должен наблюдать жизнь не везде, а там, где происходят её основные проявления, где рождается новое, там, где народ — рабо чие и крестьяне. Нужно умение отбирать наиболее важные в данный момент объек ты наблюдения, по которым только и можно составить правильное представле ние об обстановке. Не всё наблюдаемое и действительно существующее может отображать типичные черты современно сти, главное в жизни и давать худож нику возможность правильно понять и отобразить её. Далее Владимир Ильич в письме го ворит: «Одно дело — видеть, другое де ло ежедневно во всей жизни ощущать прикосновение». Значит, мало только наблюдать: художник должен ощущать соприкосновение с жизнью — кипеть в гуще событий, лично сталкиваться с но выми людьми, с ростками нового. Поэто му: «Если наблюдать, надо наблюдать внизу, где можно обозреть работу но вого строения жизни, в рабочем посёлке провинции или в деревне» (Соч., том 35, стр. 348). Вся важность этих советов Ленина становится особенно рельефной, если поставить это письмо в связь с рабо тами Владимира Ильича тех лет: «О характере наших газет» , «Маленькая картинка для выяснения больших воп росов», «Великий почин». Во всех этих произведениях Владимир Ильич выступает.против политической трескот ни и абстрактных рассуждений, ориен тирует литераторов на изучение и обобщение «опыта буден» , практической повседневной деятельности масс, по со циалистическому строительству. В этом Ленин видит важнейшую задачу пропа гандистов, литераторов. К этому же приковывал он и внимание М. Горь кого, указывая ему путь для её выпол нения: «радикально измените обстанов ку, и среду, и местожительство, и заня тия» . Значит, только прикасаясь к истокам новой жизни, выступая как активный её созидатель, художник может обрести творческие стимулы и понимание этой новой жизни. Ленин не случайно в дан ном случае подчёркивает слово «наблю дать». Это звучит как осуждение пас сивности, на которое писатель обрёк сеь бя, поставив «в положение профессио нального редактора переводов и т. п., положение, в котором наблюдать нового строения жизни нельзя». Следовательно, для того, чтобы знать, изучать, понимать жизнь, писатель дол жен быть не пассивным наблюдателем со стороны, а творцом жизни, активным по литическим деятелем. Как известно, Ленин предложил Горькому и практиче скую помощь — принять участие в рейсе агитпарохода «Красная звезда» по Каме и Волге. Комиссаром на агитпароходе был В. М. Молотов. Путь пролегал по 12. «Сибирские огни» № 2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2