Сибирские огни, 1952, № 2
Но то, чего так страшились декаден ты, было новым взлётом, новой сту пенью творческого пути Горького. Не смотря на вой врагов, художник проле тариата шёл вперёд, поддерживаемый сочувствием рабочих и Ленина, который в одном из писем говорил, что «тысячу раз» согласен «насчёт необходимости систематической борьбы с политическим упадничеством, ренегатством, нытьём и проч.». (Соч., т. 3 4 , стр. 3 3 0 ) . Владимир Ильич вдохновлял борьбу М. Горького против литературного рас пада и сразу после первой революции 1 9 0 5 года и в 1 9 1 3 году, когда Горь кий выступил против инсценировок произведений Достоевского на сцене Московского Художественного театра. Ленин соглашался с Горьким, что реак ционеры и либералы, «лицемеры и жу лики» из Льва Толстого «святого будут делать», советовал ему выступить про тив толстовщины. Особое место в публицистике М. Горь кого занимают его изумительные по силе реализма и сатиры памфлеты об Амери к е— «Город жёлтого дьявола», «Один из королей республики» и др. Эти пам флеты — достойный ответ великого писа теля на пожелание В. И. Ленина — ставить важные партийные вопросы в художественной форме. В своей публицистике М. Горький вскрывал и бичевал маразм и разло жение буржуазного общества и его культуры. Он разоблачал «модных» пи сателей, которые «критиковали» и «разносили» марксизм, издевались над ним, оплёвывали революцию, воспе вали предательство, половой разврат под видом «культа личности». Гниению и распаду Горький противопоставлял бурный рост передовых сил проле тариата, беспредельную веру в то, что эти силы способны разрушить капитали стическое общество и построить новый, социалистический мир. Особенно развилась публицистическая деятельность великого писателя в после революционный период. Он наносит мощные удары фашизму, мировой реак ции, поджигателям войны. Он прослав ляет Советский Союз, социалистическое строительство, человека труда. Послере волюционная публицистика М. Горького озарена светом гениальных сталинских идей. * ** Высказывания Ленина и Сталина о Горьком вооружают нас методом марк систского, подлинно научного понима ния не только многообразного творче ства великого пролетарского писателя, но и литературного процесса в целом. Из того, что уже говорилось о влия нии вождей революции на формирование мировоззрения и художественного талан та Горького, сами собой вытекают мно гие методологические выводы. Хочется лишь подчеркнуть эту мысль и проиллю стрировать её несколькими примерами. Во всех многочисленных высказыва ниях об искусстве, о литературе Ленин и Сталин неустанно повторяют, что для подлинно правдивого отображения жиз ни художник должен быть активным уча стником социальной борьбы, должен глу боко изучать и знать жизнь. Для худож ника, задача которого заключается в соз дании образа, обобщении явлений в ин дивидуальной, конкретно чувственной форме, особенно важно непосредственное соприкосновение с жизнью, непосред ственное активное участие в гуще собы тий. Владимир Ильич настойчиво добивался того, чтобы Горький как можно чаще и теснее сталкивался с разными сторона ми жизни и борьбы рабочего класса, ра- бочих-революционеров. Это оплодотворя ло творчество писателя революционными идеями, давало ему разнообразный ма териал, без чего он не смог бы отобра зить жизнь и борьбу рабочего класса, стать великим художником пролетариата, основоположником литературы социали стического реализма. Ленинская мысль о необходимости активной связи писателя с жизнью для её познания, отображения и преобразо вания имеет громадное, плодотворное значение для нашей литературы, для всех советских писателей. Эту мысль неоднократно высказывал и товарищ Сталин. В беседе с кинорежиссёром Г. Александровым товарищ Сталин го ворил: «Нельзя выдумывать образы и события, сидя у себя в кабинете. Надо брать их из жизни — изучайте жизнь. Учитесь у жизни!» («Лит. газета», 21 декабря 1949 года). У Ленина эта мысль проходит красной нитью почти во всех его письмах к Горь кому. 14 августа 1 9 0 7 г. Владимир Ильич, приглашая писателя на междуна родный Штутгартский конгресс социали стов, говорил: «Не упускайте случая посмотреть за работой международных социалистов, — это совсем, совсем не то, что общее знакомство и каляканье» (Соч., т. 3 4 , стр. 3 2 0 ) . 6 марта 1 9 1 3 г. Ленин, советуя Горькому вос пользоваться амнистией, чтобы вернуть ся в Россию, писал: «А революционно му писателю возможность пошляться по России (по новой России) означает воз можность во сто раз больше ударить по том Романовых и К°...» (Соч., т. 3 5 , стр. 6 1 ) . Вскоре, 2 2 июня 1 9 1 3 г., Владимир Ильич приглашает Горького в Поронино: «После Лондона и школы на Капри повидали бы ещё рабочих» (Соч., т. 3 5 , стр. 7 1 ) . И, наконец, в письмах, относящихся к 1 9 0 9 году, Владимир Ильич говорил писателю: «Не понимая дел, нельзя понять и людей, иначе, как... внешне. Т. е. можно понять психо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2