Сибирские огни, 1952, № 2

Будучи гениальным пролетарским художником, выражая Идеологию ре­ волюционного пролетариата, М. Горь­ кий стал основателем социалистического реализма. Родоначальник пролетарского искусства не мог не стать родоначальни­ ком социалистического реализма. И он им стал, начав закладывать фундамент социалистического реализма с первых своих шагов на литературном поприще. Горький создавал литературу социалисти­ ческого реализма под прямым и непо­ средственным руководством Ленина и Сталина. Широко известны многочисленные ленинские и сталинские оценки отдель­ ных произведений писателя. При встрече на пятом съезде РСДРП в Лондоне Ленин дал высокую оценку повести «Мать», сказав, что это «кни­ га — нужная, много рабочих участвовало в революционном движении несознатель­ но, стихийно, и теперь они прочитают «Мать» с большой пользой для себя» . «Очень своевременная книга». Неодно­ кратно обращается Ленин к «Сказкам об Италии». В феврале 1912 г. он го­ ворит: «Великолепными «Сказками» Вы очень и очень помогали «Звезде» и это меня радовало чрезвычайно...» (Соч., том 35, стр. 2). Несколько раз Ленин обращается к Горькому с просьбой написать что-либо «духоподъёмное» (майскую листовку, ре­ волюционную прокламацию в типе ска­ зок «Звезды»), Как видим из этих оценок, Ленин на­ зывал «Сказки об Италии» духоподъ­ ёмными, оптимистическими и революци­ онными произведениями. И действитель­ но, «Сказки об Италии» занимают важ­ ное место в творчестве М. Горького. Они рисуют повседневную жизнь, стрем­ ления, переживания итальянского трудо­ вого народа. Народ — главный их ге­ рой — пастухи, крестьяне, моряки, ра­ бочие. Несмотря на тяжёлые условия жизни, они бодры, жизнерадостны. Сказ­ ки проникнуты любовью к трудящимся, интернационализмом. «Сказки» звучали резким диссонансом с декадентской ли­ тературой, которая поэтому встретила их в штыки. Гениальную по своей глубине и чет­ кости оценку сказки Горького «Девуш­ ка и смерть» дал товарищ Сталин, наг писав на экземпляре книги: «Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гёте (любовь по­ беждает смерть)». В этих кратких сталинских словах за­ ключено громадное содержание. Они яв­ ляются не только оценкой высоких идей­ но-художественных качеств данного про­ изведения, но формулируют сущность всего революционного жизнеутверждаю­ щего творчества Горького, как великого певца, поднимающегося на борьбу рабо­ чего класса, и определяют его место среди крупнейших художников слова мира. Много заботы проявлял В. И. Ленин о публицистической деятельности Горь­ кого. Правда, он считал, что писатель может и должен заниматься партийной публицистикой, если «есть желание» и если это не оторвёт от работы над худо­ жественным произведением большого размаха. Но, вместе с тем, Ленин неод­ нократно подчёркивал необходимость сближения публицистики и художествен­ ной литературы, полагая, что литера­ турная работа Горького обязательно должна насыщаться партийностью, что важнейшие партийные проблемы необ­ ходимо пропагандировать в художествен­ но-публицистической форме. Ленин даёт высокую оценку горьков­ ской статье «Заметки о мещанстве» и ориентирует писателя на создание по­ добных вещей в дальнейшем (известное продолжение горьковских «Заметок о ме­ щанстве» мы видим в статье «О ци­ низме»), М. Горький выступил в журнале «За­ просы Жизни» с рядом статей о литера­ туре и роли современного литератора («Издалека», «О современности», «О писателях-самоучках»). Но он ограничил на этот раз свою задачу разоблачением ренегатствующей интеллигенции, как за­ блуждающихся «собратьев по перу», не подымаясь до вскрытия социальных при­ чин этого явления, до гневной обличи­ тельное™ «Заметок о мещанстве». Ленин тут же поправил Горького: «А в «За­ просах Жизни» неудачные Ваши статьи». Решающее воздействие на дореволю­ ционную публицистику М. Горького, не­ сомненно, оказала статья Владимира. Ильича «Партийная организация и пар­ тийная литература». Она вдохновила ве­ ликого писателя на создание статей, на­ правленных против царского правитель­ ства, пропагандирующих единение рабо­ чих всех стран, критикующих либера­ лизм, разоблачающих «буржуазных пре­ дателей свободы». Пламенное слово буревестника рево­ люции имело громадное влияние не толь­ ко на общественное мнение России, но и всего мира. Выполняя ленинские указания о более тесной связи литературной критики с пар­ тийной работой, писатель вступил в оже­ сточённую схватку с декадентской лите­ ратурой. Реакционные литераторы в связи с непреклонной линией М. Горького на создание литературы социалистического реализма, проникнутой духом страстной большевистской партийности, завопили о «конце» Горького, начали поход про­ тив него. «Новая полоса в творчестве М. Горького, — возмущался Бердяев, — связана с идеями Ленина, раскрытыми им в статье «Партийная организация и партийная литература». «Русская со­ циал-демократическая партия сжевала Горького без остатка», — шипела 3. Гип­ пиус.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2