Сибирские огни, 1952, № 2
Будучи гениальным пролетарским художником, выражая Идеологию ре волюционного пролетариата, М. Горь кий стал основателем социалистического реализма. Родоначальник пролетарского искусства не мог не стать родоначальни ком социалистического реализма. И он им стал, начав закладывать фундамент социалистического реализма с первых своих шагов на литературном поприще. Горький создавал литературу социалисти ческого реализма под прямым и непо средственным руководством Ленина и Сталина. Широко известны многочисленные ленинские и сталинские оценки отдель ных произведений писателя. При встрече на пятом съезде РСДРП в Лондоне Ленин дал высокую оценку повести «Мать», сказав, что это «кни га — нужная, много рабочих участвовало в революционном движении несознатель но, стихийно, и теперь они прочитают «Мать» с большой пользой для себя» . «Очень своевременная книга». Неодно кратно обращается Ленин к «Сказкам об Италии». В феврале 1912 г. он го ворит: «Великолепными «Сказками» Вы очень и очень помогали «Звезде» и это меня радовало чрезвычайно...» (Соч., том 35, стр. 2). Несколько раз Ленин обращается к Горькому с просьбой написать что-либо «духоподъёмное» (майскую листовку, ре волюционную прокламацию в типе ска зок «Звезды»), Как видим из этих оценок, Ленин на зывал «Сказки об Италии» духоподъ ёмными, оптимистическими и революци онными произведениями. И действитель но, «Сказки об Италии» занимают важ ное место в творчестве М. Горького. Они рисуют повседневную жизнь, стрем ления, переживания итальянского трудо вого народа. Народ — главный их ге рой — пастухи, крестьяне, моряки, ра бочие. Несмотря на тяжёлые условия жизни, они бодры, жизнерадостны. Сказ ки проникнуты любовью к трудящимся, интернационализмом. «Сказки» звучали резким диссонансом с декадентской ли тературой, которая поэтому встретила их в штыки. Гениальную по своей глубине и чет кости оценку сказки Горького «Девуш ка и смерть» дал товарищ Сталин, наг писав на экземпляре книги: «Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гёте (любовь по беждает смерть)». В этих кратких сталинских словах за ключено громадное содержание. Они яв ляются не только оценкой высоких идей но-художественных качеств данного про изведения, но формулируют сущность всего революционного жизнеутверждаю щего творчества Горького, как великого певца, поднимающегося на борьбу рабо чего класса, и определяют его место среди крупнейших художников слова мира. Много заботы проявлял В. И. Ленин о публицистической деятельности Горь кого. Правда, он считал, что писатель может и должен заниматься партийной публицистикой, если «есть желание» и если это не оторвёт от работы над худо жественным произведением большого размаха. Но, вместе с тем, Ленин неод нократно подчёркивал необходимость сближения публицистики и художествен ной литературы, полагая, что литера турная работа Горького обязательно должна насыщаться партийностью, что важнейшие партийные проблемы необ ходимо пропагандировать в художествен но-публицистической форме. Ленин даёт высокую оценку горьков ской статье «Заметки о мещанстве» и ориентирует писателя на создание по добных вещей в дальнейшем (известное продолжение горьковских «Заметок о ме щанстве» мы видим в статье «О ци низме»), М. Горький выступил в журнале «За просы Жизни» с рядом статей о литера туре и роли современного литератора («Издалека», «О современности», «О писателях-самоучках»). Но он ограничил на этот раз свою задачу разоблачением ренегатствующей интеллигенции, как за блуждающихся «собратьев по перу», не подымаясь до вскрытия социальных при чин этого явления, до гневной обличи тельное™ «Заметок о мещанстве». Ленин тут же поправил Горького: «А в «За просах Жизни» неудачные Ваши статьи». Решающее воздействие на дореволю ционную публицистику М. Горького, не сомненно, оказала статья Владимира. Ильича «Партийная организация и пар тийная литература». Она вдохновила ве ликого писателя на создание статей, на правленных против царского правитель ства, пропагандирующих единение рабо чих всех стран, критикующих либера лизм, разоблачающих «буржуазных пре дателей свободы». Пламенное слово буревестника рево люции имело громадное влияние не толь ко на общественное мнение России, но и всего мира. Выполняя ленинские указания о более тесной связи литературной критики с пар тийной работой, писатель вступил в оже сточённую схватку с декадентской лите ратурой. Реакционные литераторы в связи с непреклонной линией М. Горького на создание литературы социалистического реализма, проникнутой духом страстной большевистской партийности, завопили о «конце» Горького, начали поход про тив него. «Новая полоса в творчестве М. Горького, — возмущался Бердяев, — связана с идеями Ленина, раскрытыми им в статье «Партийная организация и партийная литература». «Русская со циал-демократическая партия сжевала Горького без остатка», — шипела 3. Гип пиус.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2