Сибирские огни, 1952, № 2

в творчестве Горького мы видим в неза­ конченной пьесе «Сомов и другие» — первой пьесе, посвящённой будням со­ циалистического строительства, в цикле статей по вопросам литературы, где он ярко говорит о значении критики и са­ мокритики («О литературной технике», <Ю работе неумелой, небрежной и недо­ бросовестной»— 1 9 3 1 г.). В докладе на I Всесоюзном съезде писателей М. Горький во весь голос заявляет: «Са­ мокритика необходима, товарищи. Мы работаем перед лицом пролетариата, ко­ торый, становясь всё более грамотным, непрерывно повышает свои требования к нашему искусству да вместе с этим и к нашему социальному поведению» (Сбор­ ник «О литературе», стр. 4 7 0 ) . Блестя­ щие образцы критики дал М. Горький в серии широко известных статей о язы­ ке, написанных в 1 9 3 4 году. На основе гениальных ленинско-сталин­ ских идей М. Горький пришёл к глубо­ кому, правильному пониманию пролетар­ ского гуманизма и создал его чеканную формулу: «Если враг не сдаётся — его уничтожают». Эти слова великого писа­ теля в грозные годы Отечественной вой­ ны прозвучали на весь мир как боевой клич всего советского народа и были повторены великим вождём И. В. Сталиным. Критика со стороны Ленина и Сталина, вопросы и проблемы, кото­ рые были поставлены ими перед Горьким в 1 9 1 7 —1 9 1 9 гг., определили направление всего творчества великого писателя в советский период и его гро­ мадной и разносторонней организатор­ ской деятельности. М. Горький работает, как верный друг и помощник Ленина и Сталина, по руководству советской лите­ ратурой. Он выступает не только как ве­ личайший мастер художественного слова, теоретик, историк литературы и пламен­ ный публицист, но и как подлинный вождь и организатор революционных пи­ сателей не только нашей страны, но и всего мира. ** * Громадное значение имеют высказыва­ ния В. И. Ленина и И. В. Сталина не­ посредственно о произведениях М. Горь­ кого. Первая ленинская оценка произведе­ ний Горького дана 2 7 апреля 1 8 9 9 г. в письме Потресову. В этом письме гово­ рится, что в «Жизни» «беллетристика прямо хороша и даже лучше всех!». Эти слова относятся к произведе­ ниям Горького «Фома Гордеев», «Про­ ходимец»,. «Кирилка», «О чорте» и др., напечатанным в журнале «Жизнь». В статье «Начало демонстраций» (1901 г.) Ленин уже называет М. Горь­ кого «европейски знаменитым писате­ лем» и подчёркивает его «хорошее влияние» на русских людей. В 1 9 0 9 году (к этому времени М. Горький принимал близкое участие в социал-демократической работе — напи­ сал «Мещане», «Враги», «Мать») Ленин говорит: «Своим талантом худож­ ника Вы принесли рабочему движению’ России — да и не одной России — ...громадную пользу». В 1 9 1 0 году в статье «Заметки публициста» Ленив чётко формулирует: «...Горький — безусловно крупнейший представитель пролетарского искусства.. .» . Наконец, 12 марта 1 9 1 7 г. Ленин указывает: «Нет сомнения, что Горький — громад­ ный художественный талант, который принёс и принесёт много пользы всемир­ ному пролетарскому движению» (Соч., том 2 3 , стр. 3 2 5 ) . В письмах к А. В. Луначарскому о словаре русского языка в 1 9 2 0 г. Ленин ставит Горького рядом с Пушкиным, характеризует его как клас­ сика русской литературы. В сталинском приветствии М. Горько: му от 2 5 сентября 1 9 3 2 г. в связи с 40-летием его литературной деятельно­ сти говорится, что Горький жил и творил «на радость всем трудящимся, на страх врагам рабочего класса». В период Ве­ ликой Отечественной войны, говоря о великих людях, составляющих гордость русской нации, товарищ Сталин называ­ ет М. Горького. В соответствии с этим .на памятнике Горькому, установленном в прошлом году в Москве, начертано: «Великому русскому писателю Максиму Горькому». Таким образом, Ленин и Сталин рас­ сматривают М. Горького как классика русской литературы, как величайшего мастера русского языка, великого про­ летарского йисателя, имеющего мировое значение, отдавшего всё своё творчество борьбе за дело коммунизма. Ленинско-сталинские высказывания да­ ют основу для оценки всего творческого пути М. Горького. Некоторые литературоведы утвержда­ ют, будто социалистический реализм мог появиться лишь в условиях завершения построения социалистического общества в нашей стране. Это неверно. М. Горь­ кий, начиная с первых своих 'произве­ дений, создавал литературу социалисти­ ческого реализма, его творческий путь является живой историей возникновения становления и развития социалистиче*- ского пролетарского искусства. Ленин­ ские оценки творчества Горького гово­ рят именно об этом. М. Горький с первых шагов своего творчества выражал идеологию пролета­ риата. Первые его произведения отобра­ жали зарю рабочего движения в Рос­ сии. Писатель жил тем, чем жил рабо­ чий класс, шёл вперёд и рос вместе с русским рабочим классом. Главным со­ держанием его творчества было назре­ вание русской революции и её опыт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2