Сибирские огни, 1952, № 2
вкладывает слова, осуждающие бого строительство: «Коли говоришь, что ра бочий народ вызван жизнь обновлять — обновляй, а не подбирай то, что попа ми до дыр заношено, да и брошено». У Горького носитель богостроитель ства — не пролетарий, а абстрактный «бессмертный народушко», «неисчисли мый мировой народ». Горький, хотя и пытается представить очагом богострои тельства Исетекий завод, но, как ре алист, не может не показать враждеб ное отношение сознательных рабочих к нему. Луначарский же в сборнике «Ли тературный распад» (1909 г.) в ответ на приведённый им вопрос старика из «Исповеди»: «Кто есть бог, творящий чудеса?» — отвечает: «Бог, о котором говорит старик, человечество, цельное социалистическое человечество. Это единственное божественное, что нам до ступно. Этот бог не родился ещё — строится только. А кто богостроитель? Конечно, пролетариат в первую голову, в тот исторический момент, который мы переживаем». Как видим, здесь большое расхожде ние между Горьким и Луначарским. Ес ли к этому добавить, что в богострои тельской концепции Луначарского Горь кого привлекала по существу лишь тео рия происхождения религии, как «со циального мифа» и психологически- эмоциональная сторона богостроитель ства; что даже эта теория сложно пе реплеталась у великого писателя и в то время с верными и глубокими идеями о происхождении фольклорных образов, созданных устным творчеством народ ных масс (например, в статье «Разру шение личности», 1909 г.), то становит ся очевидным: отождествлять Горького с богостроителями Луначарским и Бог дановым ни в коем случае нельзя. Даже в период наиболее сильного увлечения богостроительством между Горьким и ними были серьёзные различия. У Лу начарского, Богданова бошстроитель- ские идеи логически вытекали из их фи лософской идеалистической концепции. Для М. Горького они имели наносный характер, были временным увлечением, противоречили основам его мировоззре ния. Уже 27 марта 1910 г. Ленин писал революционеру М. Е. Вилонову о Горь ком: «Слышали, что он разочаровался в Богданове и понял фальшь его по ведения» . Летом 1910 г. состоялось свидание Ленина с Горьким на Капри, во время которого были беседы на философские темы, в частности об «Исповеди». Пос ле этого совместная работа и дружба Ленина с Горьким становится ещё бо лее глубокой. Владимир Ильич посвя щает писателя во внутрипартийные де ла. Он с радостью, например, ^сообщает Горькому об итогах Пражской конфе ренции и посылает её документы. Правда, у Горького были ещё рециди вы богостроительства, например, в 1913 г., когда он в первой редакции статьи «Ещё о карамазовщине» допу стил уступку богостроительству. Но это — уже только рецидивы. Ленин резко осудил эти остатки «Исповеди» в пись мах, написанных в ноябре и декабре 1913 г., подробно разъяснил социаль ный вред и реакционное существо бого искательства и богостроительства: «...всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетни чанье даже с боженькой есть невыра- зимейшая мерзость, особенно терпи мо (а часто даже доброжелательно)- встречаемая демократической буржуа зией, — именно поэтому это самая опасная мерзость, самая гнусная «за раза». Миллион грехов, пакостей, на силий и зар а з ' физических гораздо легче раскрываются толпой и пото му гораздо менее опасны, чем тон кая, духовная, приодетая в самые на рядные «идейные» костюмы идея бо женьки» (Соч., том. 35, стр. 89—90). При переиздании статьи в 1916 году «богостроительский» кусок писатель из неё убрал. Ко времени Октябрьской со циалистической революции отголоски богостроительства в статьях Горького сходят на нет. Позднее, в статье «О «маленьких» людях и О' великой их работе», он категорически заявляет: «не в боге разум, а в человеке. Бог вы думан — и плохо выдуман! — для то го, чтобы укрепить власть человека над людьми, и нужен он только человеку- хозяину, а рабочему народу он — яв ный враг» (1928 г. «О литературе» „ стр. 38). Следовательно, увлечение богостро ительством занимает у Горького в ос новном два года — 1908—10. Было оно поверхностным, неорганичным. Под вли янием ленинской критики М. Горький окончательно преодолел свои заблужде ния. Владимир Ильич критиковал писа теля строго, но дружественно, стремясь не оттолкнуть его, а ещё ближе срод нить с партией. Увлечение М. Горькбго богостроительскими идеями рассматри валось Лениным именно как ошибка, заблуждения, а не как «отход от пар тии» . Исходя из сказанного, следует счи тать, что в статье Н. Белкиной «М. Горький» («История русской совет ской литературы», М., 1951 г., изд. МГУ) содержится грубая ошибка, состо ящая в утверждении, что в годы ре акции, последовавшей за революцией 1905 г., Горький «отходил от партии большевиков». Когда буржуазная русская и загра ничная печать завопила об исключении Горького из социал-демократической партии, Ленин дал клеветникам и сплет никам жестокий отпор. 28 ноября 1909 г. в газете «Пролетарий» он пи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2