Сибирские огни, 1952, № 2

вкладывает слова, осуждающие бого­ строительство: «Коли говоришь, что ра­ бочий народ вызван жизнь обновлять — обновляй, а не подбирай то, что попа­ ми до дыр заношено, да и брошено». У Горького носитель богостроитель­ ства — не пролетарий, а абстрактный «бессмертный народушко», «неисчисли­ мый мировой народ». Горький, хотя и пытается представить очагом богострои­ тельства Исетекий завод, но, как ре­ алист, не может не показать враждеб­ ное отношение сознательных рабочих к нему. Луначарский же в сборнике «Ли­ тературный распад» (1909 г.) в ответ на приведённый им вопрос старика из «Исповеди»: «Кто есть бог, творящий чудеса?» — отвечает: «Бог, о котором говорит старик, человечество, цельное социалистическое человечество. Это единственное божественное, что нам до­ ступно. Этот бог не родился ещё — строится только. А кто богостроитель? Конечно, пролетариат в первую голову, в тот исторический момент, который мы переживаем». Как видим, здесь большое расхожде­ ние между Горьким и Луначарским. Ес­ ли к этому добавить, что в богострои­ тельской концепции Луначарского Горь­ кого привлекала по существу лишь тео­ рия происхождения религии, как «со­ циального мифа» и психологически- эмоциональная сторона богостроитель­ ства; что даже эта теория сложно пе­ реплеталась у великого писателя и в то время с верными и глубокими идеями о происхождении фольклорных образов, созданных устным творчеством народ­ ных масс (например, в статье «Разру­ шение личности», 1909 г.), то становит­ ся очевидным: отождествлять Горького с богостроителями Луначарским и Бог­ дановым ни в коем случае нельзя. Даже в период наиболее сильного увлечения богостроительством между Горьким и ними были серьёзные различия. У Лу­ начарского, Богданова бошстроитель- ские идеи логически вытекали из их фи­ лософской идеалистической концепции. Для М. Горького они имели наносный характер, были временным увлечением, противоречили основам его мировоззре­ ния. Уже 27 марта 1910 г. Ленин писал революционеру М. Е. Вилонову о Горь­ ком: «Слышали, что он разочаровался в Богданове и понял фальшь его по­ ведения» . Летом 1910 г. состоялось свидание Ленина с Горьким на Капри, во время которого были беседы на философские темы, в частности об «Исповеди». Пос­ ле этого совместная работа и дружба Ленина с Горьким становится ещё бо­ лее глубокой. Владимир Ильич посвя­ щает писателя во внутрипартийные де­ ла. Он с радостью, например, ^сообщает Горькому об итогах Пражской конфе­ ренции и посылает её документы. Правда, у Горького были ещё рециди­ вы богостроительства, например, в 1913 г., когда он в первой редакции статьи «Ещё о карамазовщине» допу­ стил уступку богостроительству. Но это — уже только рецидивы. Ленин резко осудил эти остатки «Исповеди» в пись­ мах, написанных в ноябре и декабре 1913 г., подробно разъяснил социаль­ ный вред и реакционное существо бого­ искательства и богостроительства: «...всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетни­ чанье даже с боженькой есть невыра- зимейшая мерзость, особенно терпи­ мо (а часто даже доброжелательно)- встречаемая демократической буржуа­ зией, — именно поэтому это самая опасная мерзость, самая гнусная «за­ раза». Миллион грехов, пакостей, на­ силий и зар а з ' физических гораздо легче раскрываются толпой и пото­ му гораздо менее опасны, чем тон­ кая, духовная, приодетая в самые на­ рядные «идейные» костюмы идея бо­ женьки» (Соч., том. 35, стр. 89—90). При переиздании статьи в 1916 году «богостроительский» кусок писатель из неё убрал. Ко времени Октябрьской со­ циалистической революции отголоски богостроительства в статьях Горького сходят на нет. Позднее, в статье «О «маленьких» людях и О' великой их работе», он категорически заявляет: «не в боге разум, а в человеке. Бог вы­ думан — и плохо выдуман! — для то­ го, чтобы укрепить власть человека над людьми, и нужен он только человеку- хозяину, а рабочему народу он — яв­ ный враг» (1928 г. «О литературе» „ стр. 38). Следовательно, увлечение богостро­ ительством занимает у Горького в ос­ новном два года — 1908—10. Было оно поверхностным, неорганичным. Под вли­ янием ленинской критики М. Горький окончательно преодолел свои заблужде­ ния. Владимир Ильич критиковал писа­ теля строго, но дружественно, стремясь не оттолкнуть его, а ещё ближе срод­ нить с партией. Увлечение М. Горькбго богостроительскими идеями рассматри­ валось Лениным именно как ошибка, заблуждения, а не как «отход от пар­ тии» . Исходя из сказанного, следует счи­ тать, что в статье Н. Белкиной «М. Горький» («История русской совет­ ской литературы», М., 1951 г., изд. МГУ) содержится грубая ошибка, состо­ ящая в утверждении, что в годы ре­ акции, последовавшей за революцией 1905 г., Горький «отходил от партии большевиков». Когда буржуазная русская и загра­ ничная печать завопила об исключении Горького из социал-демократической партии, Ленин дал клеветникам и сплет­ никам жестокий отпор. 28 ноября 1909 г. в газете «Пролетарий» он пи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2