Сибирские огни, 1952, № 2
демии наук БССР, 1951 г.). Правда, тов. Гуторов приводит ряд содержащихся в ней ошибочных положений, но каждый раз старается их обелить. Лекции о литературе Горький читал в 1908—1909 гг., в Каприйской школе, в период увлечения махизмом. Рассматри вая ценную и интересную книгу М. Горького «История русской литера туры XIX века»', нельзя преувеличи вать влияние идеалистической филосо фии, сказавшейся в ней (оно, главным образом, выражается в использовании отдельных положений махистов и в упо треблении богдановской терминологии). Но нельзя впадать и в другую край ность. В курсе своих лекций М. Горький несправедливо принижает значение ре ализма в творчестве Н. В. Гоголя, отри цает художественную ценность произве дений Радищева и Новикова, называет Радищева основателем дворянского ли берализма, даёт неверную характеристи ку образа Рахметова, проявляет недо оценку значения декабристов и т. д. И. В. Гуторов даёт очень поверхност ную, необъективную оценку этому. Он пишет: «Количество примеров односто ронних оценок Горького можно значи тельно увеличить, но считать их оши бочными и только потому, что они од носторонние, в данном случае нет осно ваний» (И. В. Гуторов. «Эстетические основы советской литературы», стр. 260). В подобных «медвежьих услугах» великий пролетарский писатель М. Горь кий, и Сам позднее пересмотревший мно гие из своих неверных взглядов на те или иные явления истории литературы, никогда не нуждался. Нет от них поль зы и для изучения его творческого на следия в наше время. В статье Н. Белкиной «М. Горький» («История русской советской литерату ры» изд. МГУ, 1951 г.) мы видим дру гую крайность в оценке философских ошибок писателя. Здесь утверждается, что в период реакции М. Горький «от ходил от партии большевиков... так бы ло в годы реакции, последовавшей за революцией 1905 года». В этой оценке также сказывается односторонний под ход, но теперь уже в смысле преувели чения действительно серьёзных заблуж дений Горького. Каковы ж е факты? Факты показыва ют, что влияние махиста А. А. Богдано ва и его группы на писателя началось в начале 1908 года, о чём Ленин знал. В письме, относящемся к началу фев раля 1908 года, Ленин впервые го ворит Алексею Максимовичу об эмпириокритиках и о неокантианстве. Статья М. Горького «О цинизме», отно сящаяся также к 1908 году, содержала некоторые положения, соприкасавшиеся с богдановскими взглядами, например, выражение: «бог только для того, кто может создать его в душе своей силой веры и оживить огнём е ё » ; в этой статье Горький применял богдановскую терми нологию («Коллективный опыт» и т. п.). В марте 1908 г. М. Горький в письме к Ленину высказал мысль о желательно сти «примирения с махистами», на что Ленин ответил подробным письмом с разъяснением невозможности этого. В письмах 16 и 19 апреля 1908 г. Владимир Ильич развил эту же мысль. Знаменательно, что в это же самое время Алексей Максимович подвергал критике декадентскую литературу, субъ ективный идеализм, богоискателей. Именно в феврале 1908 года М. Горь кий высказывал Ленину предложение о необходимости систематической борьбы с политическим упадничеством, ренегат ством, нытьём. Именно в годы реакции и революционного подъёма М. Горький написал «Жизнь Матвея Кожемякина». «Городок Окуров», «Русские сказки», «Итальянские сказки», свидетельствую щие о его новых творческих дости жениях, как основателя социалистиче ского реализма. В то самое время, когда писалась повесть «Исповедь» (единственное про изведение, в котором отразились бого строительские идеи и которое отрица тельно оценил не только В. И. Ленин, но позднее и сам писатель), Горький рабо тал над повестью «Лето», посвящённой революционному движению в деревне и являющейся как бы продолжением «Матери». Повесть «Лето» вызвала вопли буржуазной печати о том, что «Горький изменил своей прежней мис сии писателя-общечеловека и сделался защитником интересов партий...» (И. Иг натов, статья о Горьком. «Русские ве домости» от 18 июня 1907 г., № 163). «Лето» заканчивалось вещими сло вами: «С праздником, великий рус ский народ! С воскресением близким, милый!». Конечно, «Исповедь» — срыв М. Горького, как художника, дань ув лечению богостроительскими настрое ниями. Предвзятая, фальшивая идея приводила здесь к снижению силы та ланта, к бесплодной психологизации об раза Матвея-рассказчика, к бледности языка, к ущербности реализма. Но интересно проследить, как1 в рам ках даже этого произведения происхо дила борьба между богостроительскими идеями и великим художественным ре ализмом писателя. В «Исповеди» есть ряд ярких реалистических мест — изображение развратного быта монасты рей, угнетения крестьян и т. д. Очень важно и то, что и в этом произведе нии Алексей Максимович резко рас ходился с Луначарским в вопросе о со циальной базе богостроительства. Горь кий, как художник-реалист, не смог сде лать героем-богостроителем рабочего. Его Матвей — из крестьян, деклассиро ванный человек. И, наоборот, в уста сознательного рабочего Петра автор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2