Сибирские огни, 1952, № 2
ким, выступил с смелыми разоблачения ми империалистического характера вой ны, что вызвало бешеный вой буржуаз ной прессы. Цензура запрещала и ко веркала статьи «Летописи». Охранное отделение и полиция следили за каждым шагом М. Горького. Значительное место в «Летописи» занимали антивоенные публицистические статьи самого Горького, вг которых дава лась резкая оценка современного поло жения с его шовинистическим угаром. Пламенное слово писателя призывало «встать на ноги и дружно взяться за дело самозащиты от врагов ближайших к нам» (М. Горький, статьи 1905— 1916 гг.). Эти призывы вполне совпа дали с ленинской установкой о том, что «...нельзя в XX веке, в Европе (хотя бы и дальневосточной Европе) «защи щать отечество» иначе, как борясь все ми революционными средствами против монархии, помещиков и капиталистов своего отечества, т. е. худших врагов нашей родины» (Соч., т. 21, стр. 86). Вторая основная линия публицистики Горького в «Летописи» заключалась в критике национальной политики само державия. Горький, ожесточённо проте стуя против разжигания национальной вражды, которая тогда особенно насаж далась, разоблачает и бичует националь ную политику буржуазии Западной Ев ропы и Америки, широко пропагандиру ет идею интернационализма. С целью культурного сближения народов России ещё в дореволюционное время Горь- ,кйй начал издание серии сборников на циональной литературы («Сборник ар мянской литературы», «Сборник латыш ской литературы»). Эта деятельность была в широчайших размерах развёрну та Горьким после Октябрьской рево люции. В своих многочисленных публицисти ческих статьях («О русской интеллиген ции и национальном вопросе», «В про странство», «О кавказских событиях» и др.), в пьеса «Враги», в «Сказках об Италии», в рассказе «Вездесущее» пи сатель выражал ленинско-сталинские ин тернациональные идеи, ленинско-ста линское понимание национального воп роса. В последнем из названных рас сказов он сформулировал свои взгляды в таких чеканных словах: «Для нас нет еврея, негра, турка, китайца — рабо чие всей земли — братья!». Вся деятельность М. Горького совет ского периода по подъёму национальных культур и литературы, его глубокие идеи по этому вопросу, выраженные в докладе на I Всесоюзном съезде совет ских писателей, его многочисленные статьи с гневным разоблачением звери ного обличья немецких и итальянских расистов, поджигателей войны, связаны с теорией национального вопроса, раз работанной Лениным и Сталиным. Деви зом этой деятельности М. Горького мог ли бы служить его слова, сказанные в 1935 году: «Да здравствует простая, ясная мудрость наших вождей, первых и единственных в мире вождей, которые не пошлют, никогда не пошлют народ свой порабощать манчжуров, абиссин цев, китайцев, индусов. Да здравствует Иосиф Сталин, человек огромного серд ца и ума» (М. Горький. «О параде физ культурников», «Правда», 1935 г., № 180). Таким образом, мы видим, что интер националистические идеи горьковской публицистики и в наши дни являются острым оружием как против космополи тизма, так и против зоологического расизма, являющихся двумя сторонами одной уолл-стритовской медали. *'* Далее, остановимся на вопросе о фи лософских и политических ошибках М. Горького в период реакции и о роли Ленина в их преодолении. В упомянутой ранее книге Л- И. Ти мофеева ошибки М. Горького названы в смягчённой форме — «идеологическими трудностями». Может быть, и не следо вало особенно возражать против такой формулировки, если бы последующее изложение не убеждало в том, что это не просто неудачная фраза, а стремление затушевать ошибки Горького этого пе риода. Как известно, Ленин резко отрица тельно относился к Каприйской школе, организованной группой «вперёдовцев». Он рассматривал её «как центр новой фракции», вскрывал её вред, заключаю щийся в том, что «школа черпнула из настоящей рабочей жизни настоящих ра бочих передовиков» (Соч., т. 34, стр. 353 , письмо Горькому от 16 ноября 1909 г.). Отсюда следует, что участие Горького в организации школы и препо давание в ней есть факт отрицательный. Однако Л. И. Тимофеев пишет: «Жи вя за границей, Горький вёл не только большую литературную, но и обществен ную работу. На Капри им была органи зована школа для русских рабочих-рево- люционеров. Сам Горький читал лекции по истории русской литературы...» Вто рое ошибочное положение Л. И. Тимо феева заключается в том, что этим лек циям Горького даётся безоговорочно по ложительная оценка. «Горький высту пает как замечательный критик и теоре тик литературы, ему принадлежит кнйга «История русской литературы» (курс лекций, читанных им в Каприйской шко ле для русских рабочих)», — пишет Л. И. Тимофеев. С такой ж е огульной оценкой книга М. Горького «История русской литера туры XIX века» мы встречаемся и в ра боте И. В. Гуторова «Эстетические ос новы советской литературы» (изд. Ака
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2