Сибирские огни, 1952, № 2
Но вся эта феодальная администра ция со всеми своими знаками старорег жимных ранговых отличий выглядела, однако, так, что зритель бее труда уз нал в ней представителей уездных «совещательных комитетов», «бюро об щественной безопасности», «уездных партийных комитетов» и прочих орга нов гоминдановской власти на местах. С особенным мастерством была разы грана заключительная немая сцена. Ак тёры средствами старинного китайского искусства высокохудожественной панто мимы сумели так мастерски изобразить охваченную паническим страхом банду гоминдановских грабителей и вымогате лей, что восторгам зрителей и посрамле нию присутствовавших на спектакле представителей полиции не было конца. Вскоре комедия была экранизирована по сценарию Ши Дун-шаня. Она откры ла новую эпоху в истории китайской кинематографии и принесла великому русскому писателю всекитайскую из вестность. Так как «Ревизор» в Китае с самого начала получил целевое назначение антифеодальной, а затем антигоминда- новской сатиры, китайская режиссёр ская мысль продолжала работать над дальнейшим приспособлением комедий к политическим требованиям момента. Некий Чэнь Чжи-цэ предпринял но вую её перелицовку. Совершенно не трогая гоголевского текста, он перенёс место действия в один из уездов Север ного Китая, а временем действия сде лал наши дни. Городничий СквоэниК- Дмухановский получил фамилию Чжао, имя Ань-тан (т. е. Антон), Хлопов — Лу Кэ-ли (тоже переделка русского «Лука»). Добчинский и Бобчинский стали барчуками-студентами Хэ Вэнь- шанем и Ван Го-чжаном и т. д. В такой перелицовке «Ревизор» был поставлен силами Государственного театрального училища в Нанкине (режиссёр спектак ля Чжан Дао-фань) перед самой японо китайской войной. Шесть раз возобновлялась постановка комедии и в годы войны. Теперь, когда гоминдановские взяточники, казнокрады и торговцы изгнаны из Китая, гоголев ская комедия получает иную направлен ность. Премьер Государственного админи стративного совета Чжоу Энь-лай, вы ступая 5 января 1952 года на заседа нии бюро Всекитайского комитета На родного политического консультативного совета, указывал: «Яд коррупции и бюрократизма име ет вековую историю и глубокие социаль ные корни. Это обязывает нас реши тельно взяться за его уничтожение... В настоящее время национальная бур жуазия играет прогрессивную роль, ибо первоначально она прямо поддерживала или сочувственно относилась к народно- освободительной борьбе, а затем вклю чилась в строительство нового Китая. Однако буржуазия имеет свою теневую сторону... Она ничем не отличается от буржуазии других стран и так же, как последняя, стремится к максимальной личной выгоде, подрывая тем интере сы народа». В заключение премьер подчеркнул: «если эту деятельность не пресечь теперь и допустить её разви тие в дальнейшем, органы народной демократии подвергнутся её разлагаю щему влиянию». Вот против кого направляют острие бессмертной гоголевской комедии ки тайские режиссёры, заканчивая работу над новой постановкой «Ревизора» к столетию со дня смерти величайшего русского писателя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2