Сибирские огни, 1952, № 2
мится перед тобой дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади. Русь, куда ж несёшься ты, дай ответ? Не даёт от вета. Чудным звоном заливается коло кольчик, гремит и становится ветром ра зорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земле, и косясь посто- ■раниваются и дают ей дорогу другие на роды и государства...». * ** Живя за границей, Гоголь был ото рван от среды передовой русской общег ■ственности, поддерживавшей и воодушев лявшей его в творчестве, от тех идей ных и творческих позиций, на которых писателя утверждали и укрепляли истин ные друзья и соратники — Белинский и прогрессивно-демократические круги, объединившиеся вокруг его имени и творчества. За границей Гоголя окружа ли и всеми средствами на него влияли люди из реакционно-аристократического, славянофильского лагеря, которым были чужды и народные интересы и прогрес сивные идеи. Это они всячески склоня ли великого художника «исправиться», то есть отказаться от тех идеалов, кото рыми обессмертил себя автор «Ревизо ра» и «Мёртвых душ». Под этим, чуж дым самой природе гоголевского гения, идеологическим влиянием Гоголь во вто ром томе «Мёртвых душ» предпринял попытку примирить противоречия дей ствительности, найти положительные на чала и выход в т е х ,самых устоях и об щественных кругах, которые сам он бес пощадно осудил и пригвоздил к позорно му столбу истории. В 1 8 4 7 году из-под пера Гоголя вы ходит реакционная оправдывающая кре постничество, проповедующая религиоз но-патриархальные идеи книга «Выбран ные места из переписки с друзьями». Передовая русская общественность встре тила её гневным, горячим возмущением и протестом. Пламенный Белинский пишет Гоголю -своё знаменитое письмо, в котором с истинно революционной и беспощадной прямотой подвергает книгу острой кри тике и осуждению. Это письмо Белин ского В. И. Ленин называл «одним из лучших произведений бесцензурной де мократической печати». Великий художник нашёл в себе муже ство, чтобы признать правоту обвинений в свой адрес, искренне признаться в сво их заблуждениях, порождённых оторван ностью от Родины и незнанием тех изме нений, какие произошли в русской дей ствительности, тех новых условий, какие складывались в России. И, побуждае мый никогда не изменявшейнмму лю бовью к Родине, заботой о 4 ^ И д ь б а х , писатель-патриот, уже тяже.таИК>льной, духовно обессиленный, спешиго Россию, чтобы видеть всё собственными глазами. жить её жизнью. Однако эти последние годы жизни великого писателя на родине уже не смогли вывести его из глубокого душевного разлада и трагических проти воречий, а реакционные силы продолжа ли своё губительное давление на гени ального творца «Ревизора» и «Мёртвых душ» . 4 марта 1 8 5 2 года наступила мучи тельная кончина Н. В. Гоголя. Смерть Гоголя, как и трагическая гибель Пуш кина, потрясла всю прогрессивную Рос сию, была огромной утратой для всего русского народа, которому полностью от дал свой творческий гений и «души пре красные порывы» Н. В. Гоголь. «Ты был одним из благороднейших сынов России, и безмерны твои заслуги перед родиной», — сказал о Гоголе ре волюционный демократ Н. Г. Чернышев ский, выражая мнение всей передовой русской общественности, видевшей в Го голе величайшего певца народной Рос сии, гениального мастера слова. *** Безмерно велики заслуги Н. В. Гоголя перед своим народом и перед всем чело вечеством, неоценимо велик вклад его в культуру русского народа и в мировую сокровищницу художественного насле дия. Гоголь был и остаётся сверкающей вершиной нашей классической русской литературы и вместе с Пушкиным яв ляется основоположником критического реализма, народности и общественного служения нашего русского искусства. Под непосредственным и могучим влиянием гоголевского гения и мастер ства на новые идейные и художествен ные высоты подняли русскую литературу Тургенев, Гончаров, Некрасов, Салты ков-Щедрин, Островский, JI. Толстой, Чехов, Горький. Основоположник советской литературы, самой передовой и демократической ли тературы мира, великий пролетарский писатель А. М. Горький призывал совет ских писателей настойчиво учиться у Го голя художественному мастерству и вели колепному гоголевскому языку, отмечая, что лучшие произведения Гоголя подлин но «наши, ибо они здоровы, правдивы, революционны», составляют националь ную гордость нашего народа. Наша, советская литература, развива ясь по пути социалистического реализ ма, кровно, творчески связана с теми классическими реалистическими, патрио тическими, художественными традиция ми и принципами, которые заложил и оставил ей в наследство великий Гоголь. Могучее и яркое веяние гоголевского слова, гоголевских бессмертных образов, живой, пламенной поэтичности и гени альной простоты гоголевской речи состав ляют украшение и силу многих лучших
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2