Сибирские огни, 1952, № 2
ской литературы, передовые идеи време ни. Предстала перед всеми действитель ность в такой самобытной и грандиозной картине, какой ещё не бывало ни в рус ском, ни в мировом искусстве, явилось произведение высокого мастерства, на многие времена проложившее путь раз вития русской литературы. Верный своему принципу реалистиче ского отображения действительности че рез обличение, осмеяние и художествен ную критику её отрицательных сторон, Гоголь с огромной силой и правдивостью изображения показывает в своей поэме многочисленную галерею помещиков- эксплоататоров, эти все расшатывающие ся устои крепостнического строя, парази тические уродливые наросты на теле Рос сии и подневольного русского народа. И эти уродливые, лишённые человеческого облика, подлинно мёртвые души владе ют живыми, полными жизненных сил людьми — крепостными-невольниками. Вопиющая и несообразная с человечно стью несправедливость эта вскрыта была Гоголем с исключительной глубиной со циального анализа, из которого неизбеж но следовал вывод о необходимости борьбы с антинародным, античеловече ским укладом жизни, борьбы против главного общественного зла — крепостно го права. Ничем не лучше Собакевичей, Плюш киных и Чичиков — хищный и наглый искатель наживы, Чичиков — «приобре татель» нового типа, жульнически ску пающий «мёртвые души» крепостных крестьян, цинично рассматривающий их лишь как предмет купли-продажи. Ко всем мерзостным качествам породившей Чичикова чиновничье-дворянской среды прибавляются бесчеловечно жестокие склонности и стремления буржуазного дельца, не знающего никаких нравствен ных норм, одержимого жаждой наживы. Этим образом Гоголь с гениальной про зорливостью предвестил появление на русской почве капитала, который в то время уже владычествовал во многих странах Запада. «Те же Чичиковы, только в другом платье; во Франции и в Англии они не скупают мёртвых душ, а покупают жи вые души на свободных парламентских выборах. Парламентский мерзавец обра зованней какого-нибудь мерзавца нижне го земского суда; но в сущности оба они не лучше друг друга», — писал великий критик Белинский. Это положение с наи большей силой раскрывается в современ ной капиталистической Америке. Читая бессмертное произведение русского ре алиста и сатирика, простые американ ские люди видят в образе Чичикова сво их американских конгрессменов — поли тических гангстеров, которые в предвы борные дни всякий раз шныряют по шта там, жульнически, нагло присваивая, скупая, воруя голоса избирателей... Грандиозная сатирическая эпопея Го голя имела глубочайшее общественное значение в становлении народного само сознания в России. В «Мёртвых душах» сквозь убогий и уродливый мирок поме- щичье-крепостнической среды проступа ли черты огромной народной массы, ве- ликана-народа, огромной крестьянской страны. Хотя Гоголь в своём произведе нии и не даёт широкой и ясной картины жизни крестьян, народного быта, как в своих ранних произведениях, но на каж дой странице его творения мы чувству ем эту народную жизнь, народную Рос сию, которую всей силой души любит сам автор, чувствуем народную силу, во имя которой, для блага которой и ради будущего которой творил Гоголь. «Русь!.. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не 'родить ся беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» — так горячо и пророче ски вопрошал великий патриот-писатель... Сам Гоголь, в силу исторически огра ниченного своего мировоззрения и реаль ной исторической обстановки, ясно ещё не видел тех сил, которые призваны воз главить народ, поднять народные массы на борьбу с ненавистным самодержавно: крепостническим режимом. «Кто бы крикнул душе криком это бод рящее слово в п е р ё д!, которого жаждет- повсюду, на всех ступенях стоящий, всех сословий и званий, и промыслов, русский человек? Кто, зная все силы и свойства и всю глубину нашей природы, одним мановением мог бы устремить нас на высокую жизнь?» — так страстно во прошал писатель, сам ещё не находя яс ного и прямого ответа на этот стоявший перед ним всю жизнь великий вопрос, который Гоголь ставил своими произве дениями перед всем современным ему об ществом. Но величайшая заслуга гениального художника состояла в том, что он в. «Мёртвых душах», беспощадно изобли чая гнусную, антинародную основу кре постничества, николаевской реакции, об нажив оковы, какими сдавлена и душит ся жизнь, в то же время нёс в своей ду ше глубочайшую веру в богатырские си лы своего народа, таящиеся под гнётом крепостничества, веру в великое истори ческое призвание русского народа. Этот жизнеутверждающий, светлый и страстный патриотический порыв сверка ет и звучит во многих и типичных для гоголевской прозы авторских лирических отступлениях, проникнутых могучей и пламенной поэзией. Поэма «Мёртвые души» и завершает ся таким мощным поэтическим гимном в честь Родины и русского народа, знаме- нитымшЛЬвждому из нас известными, крылат^^И словами: о птице-тройке, символшщующей народную Россию. « ...Н е так ли ты, Русь, что бойкая не- обгонимая тройка несёшься? Дымом ды
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2