Сибирские огни, 1952, № 2

ской литературы, передовые идеи време­ ни. Предстала перед всеми действитель­ ность в такой самобытной и грандиозной картине, какой ещё не бывало ни в рус­ ском, ни в мировом искусстве, явилось произведение высокого мастерства, на многие времена проложившее путь раз­ вития русской литературы. Верный своему принципу реалистиче­ ского отображения действительности че­ рез обличение, осмеяние и художествен­ ную критику её отрицательных сторон, Гоголь с огромной силой и правдивостью изображения показывает в своей поэме многочисленную галерею помещиков- эксплоататоров, эти все расшатывающие­ ся устои крепостнического строя, парази­ тические уродливые наросты на теле Рос­ сии и подневольного русского народа. И эти уродливые, лишённые человеческого облика, подлинно мёртвые души владе­ ют живыми, полными жизненных сил людьми — крепостными-невольниками. Вопиющая и несообразная с человечно­ стью несправедливость эта вскрыта была Гоголем с исключительной глубиной со­ циального анализа, из которого неизбеж­ но следовал вывод о необходимости борьбы с антинародным, античеловече­ ским укладом жизни, борьбы против главного общественного зла — крепостно­ го права. Ничем не лучше Собакевичей, Плюш­ киных и Чичиков — хищный и наглый искатель наживы, Чичиков — «приобре­ татель» нового типа, жульнически ску­ пающий «мёртвые души» крепостных крестьян, цинично рассматривающий их лишь как предмет купли-продажи. Ко всем мерзостным качествам породившей Чичикова чиновничье-дворянской среды прибавляются бесчеловечно жестокие склонности и стремления буржуазного дельца, не знающего никаких нравствен­ ных норм, одержимого жаждой наживы. Этим образом Гоголь с гениальной про­ зорливостью предвестил появление на русской почве капитала, который в то время уже владычествовал во многих странах Запада. «Те же Чичиковы, только в другом платье; во Франции и в Англии они не скупают мёртвых душ, а покупают жи­ вые души на свободных парламентских выборах. Парламентский мерзавец обра­ зованней какого-нибудь мерзавца нижне­ го земского суда; но в сущности оба они не лучше друг друга», — писал великий критик Белинский. Это положение с наи­ большей силой раскрывается в современ­ ной капиталистической Америке. Читая бессмертное произведение русского ре­ алиста и сатирика, простые американ­ ские люди видят в образе Чичикова сво­ их американских конгрессменов — поли­ тических гангстеров, которые в предвы­ борные дни всякий раз шныряют по шта­ там, жульнически, нагло присваивая, скупая, воруя голоса избирателей... Грандиозная сатирическая эпопея Го­ голя имела глубочайшее общественное значение в становлении народного само­ сознания в России. В «Мёртвых душах» сквозь убогий и уродливый мирок поме- щичье-крепостнической среды проступа­ ли черты огромной народной массы, ве- ликана-народа, огромной крестьянской страны. Хотя Гоголь в своём произведе­ нии и не даёт широкой и ясной картины жизни крестьян, народного быта, как в своих ранних произведениях, но на каж­ дой странице его творения мы чувству­ ем эту народную жизнь, народную Рос­ сию, которую всей силой души любит сам автор, чувствуем народную силу, во имя которой, для блага которой и ради будущего которой творил Гоголь. «Русь!.. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не 'родить­ ся беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» — так горячо и пророче­ ски вопрошал великий патриот-писатель... Сам Гоголь, в силу исторически огра­ ниченного своего мировоззрения и реаль­ ной исторической обстановки, ясно ещё не видел тех сил, которые призваны воз­ главить народ, поднять народные массы на борьбу с ненавистным самодержавно: крепостническим режимом. «Кто бы крикнул душе криком это бод­ рящее слово в п е р ё д!, которого жаждет- повсюду, на всех ступенях стоящий, всех сословий и званий, и промыслов, русский человек? Кто, зная все силы и свойства и всю глубину нашей природы, одним мановением мог бы устремить нас на высокую жизнь?» — так страстно во­ прошал писатель, сам ещё не находя яс­ ного и прямого ответа на этот стоявший перед ним всю жизнь великий вопрос, который Гоголь ставил своими произве­ дениями перед всем современным ему об­ ществом. Но величайшая заслуга гениального художника состояла в том, что он в. «Мёртвых душах», беспощадно изобли­ чая гнусную, антинародную основу кре­ постничества, николаевской реакции, об­ нажив оковы, какими сдавлена и душит­ ся жизнь, в то же время нёс в своей ду­ ше глубочайшую веру в богатырские си­ лы своего народа, таящиеся под гнётом крепостничества, веру в великое истори­ ческое призвание русского народа. Этот жизнеутверждающий, светлый и страстный патриотический порыв сверка­ ет и звучит во многих и типичных для гоголевской прозы авторских лирических отступлениях, проникнутых могучей и пламенной поэзией. Поэма «Мёртвые души» и завершает­ ся таким мощным поэтическим гимном в честь Родины и русского народа, знаме- нитымшЛЬвждому из нас известными, крылат^^И словами: о птице-тройке, символшщующей народную Россию. « ...Н е так ли ты, Русь, что бойкая не- обгонимая тройка несёшься? Дымом ды­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2