Сибирские огни, 1952, № 2

ко узнавались типичные представители сановно-чиновничьей среды этого вре­ мени. Очевидно, те, кого непосредственно за­ девала комедия Гоголя, хорошо поняли слова городничего: «Чему смеётесь? Над собою смеётесь. Эх, вы!..». «Ревизор» был запрещён и в театре и в печати. На­ чалась дикая травля автора этой разящей не в бровь, а в глаз социальной сатиры со стороны реакционных кругов, разда­ вались из самых верхов угрозы автору кандалами и Сибирью за потрясение «ос­ нов» существующего строя. В комедии «Ревизор» поражает необы­ чайная полнота охвата действительности и широта типических образов из всех буквально слоев общества тогдашней России — от самых верхов до низов, со всеми особенностями их социального об­ лика и человеческих характеров. Неда­ ром на протяжении века в нашей народ­ ной речи были нарицательными имена Хлестакова, Тяпкина-Ляпкина, • Держи­ морды и многих других персонажей « Р е ­ визора», воплотивших в своих чертах ненавистные и презираемые народом ан­ тиобщественные, антиморальные прояв­ ления, порождаемые классовым миром неравенства, наживы, продажности и на­ силия. Являясь одной из вершин мирового ре­ алистического искусства, «Ревизор» продолжает играть свою прогрессивную роль в демократическом движении, в ос­ вободительной борьбе всех народов мира. «Гоголь пережил испытание време­ нем, -— писала «Правда» по поводу но­ вого представления «Ревизора» в 1 9 4 9 году на сцене Малого театра....— Если в нашей стране уже нет героев гоголев­ ской сатиры, то они, эти герои, ещё за­ являют о своём существовании в тех странах и государствах, в которых ещё властвует денежный мешок. «Свиные рыла» этих героев ещё маячат на исто­ рических горизонтах. Твердолобые кон­ серваторы, архиплуты, окаменевшие мон­ стры ещё живы и на европейском мате­ рике и по ту сторону Атлантического океана». Недавно в нашей печати сообщалось о том, что в США некими голливудски­ ми дельцами выпущен фильм, являющий­ ся якобы экранизацией «Ревизора» Н. В. Гогодя. На самом деле это низко­ пробное, аляповатое киноизделие пред­ ставляет собою самую бесстыдную наг­ лую фальсификацию бессмертной русской комедии, от подлинного «Ревизора» в этой киностряпне не оставлено ни капли. Факт этот свидетельствует, прежде всего, о том, что реакционные идеологи Уолл-стрита испытывают страх перед подлинным Гоголем, боятся проникно­ вения в массы американского народа его бичующих и действенных, остро совре­ менных в американских условиях произ­ ведений. В самом деле, простой америка­ нец, читая или видя со сцены подлинно­ го «Ревизора», тотчас увидит в городни­ чем и его окружении • самого мистера Трумэна и прочих господ из Белого дома, как известно всем, не раз уличённых в казнокрадстве и множестве тёмных по­ литических и финансовых махинаций, составляющих основу американской плу­ тократии. Американские реакционеры по суще­ ству прибегают сейчас к подлым спосо­ бам травли и клеветы на величайшего- обличителя мерзостей и гнилости старого мира, какими пользовались в своё время реакционные силы николаевской России, вынудившие Гоголя надолго покинуть родную землю, уехать за границу. * ** Живя вдали от Родины, великий пат­ риот и народолюбец Гоголь умом и серд­ цем был, однако, неразрывно связан с Россией, болел и мучился её судьбами. «Я живу около года на чужой зем­ ле, — писал он в 1 8 3 7 г. из Италии, — вижу прекрасные небеса, мир, богатый искусством и человеком. Но разве перс моё принялось описывать предметы, мо­ гущие поразить всякого? Ни одной стро­ ки не мог я посвятить чуждому. Непре­ одолимой цепью прикован я к своему, и наш бедный, неяркий мир наш, наши курные избы, обнажённые пространства предпочёл я небесам лучшим, приветли­ вее глядевшим на меня. И я ли после этого могу не любить своей отчизны?». Вдали от родины Гоголю довелось пе­ режить величайшую для него и для всей передовой Росеци утрату — трагиче­ скую смерть своего великого друга, со­ ратника и наставника Пушкина. «Всё на­ слаждение моей жизни, всё мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним, -— писал Гоголь на родину. — Ничего я не предпринимал без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою ...» Эти годы в жизни Гоголя нельзя ина­ че назвать, как высоким патриотическим и творческим подвигом. За границей Го­ голь создаёт своё величайшее творение, которое он по праву считал делом всей своей жизни и вкладом своим в общена­ родное дело, — величайшее произведе­ ние русской и мировой реалистической литературы — первый том поэмы «Мёрт­ вые души». На создание этого огромного эпического полотна Гоголя воодушевил Пушкин, видевший именно в Гоголе до­ стойного преемника своих гениальных замыслов и идей, которых не довелось ему осуществить самому. Гоголь полностью оправдал надежды не только своего великого друга, но и ожидание всей передовой Рсссии, — соз­ дал произведение, в котором воплоти­ лись, осуществились с наибольшей си­ лой принципы русского художественного реализма, национальное своеобразие рус­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2