Сибирские огни, 1952, № 2
ко узнавались типичные представители сановно-чиновничьей среды этого вре мени. Очевидно, те, кого непосредственно за девала комедия Гоголя, хорошо поняли слова городничего: «Чему смеётесь? Над собою смеётесь. Эх, вы!..». «Ревизор» был запрещён и в театре и в печати. На чалась дикая травля автора этой разящей не в бровь, а в глаз социальной сатиры со стороны реакционных кругов, разда вались из самых верхов угрозы автору кандалами и Сибирью за потрясение «ос нов» существующего строя. В комедии «Ревизор» поражает необы чайная полнота охвата действительности и широта типических образов из всех буквально слоев общества тогдашней России — от самых верхов до низов, со всеми особенностями их социального об лика и человеческих характеров. Неда ром на протяжении века в нашей народ ной речи были нарицательными имена Хлестакова, Тяпкина-Ляпкина, • Держи морды и многих других персонажей « Р е визора», воплотивших в своих чертах ненавистные и презираемые народом ан тиобщественные, антиморальные прояв ления, порождаемые классовым миром неравенства, наживы, продажности и на силия. Являясь одной из вершин мирового ре алистического искусства, «Ревизор» продолжает играть свою прогрессивную роль в демократическом движении, в ос вободительной борьбе всех народов мира. «Гоголь пережил испытание време нем, -— писала «Правда» по поводу но вого представления «Ревизора» в 1 9 4 9 году на сцене Малого театра....— Если в нашей стране уже нет героев гоголев ской сатиры, то они, эти герои, ещё за являют о своём существовании в тех странах и государствах, в которых ещё властвует денежный мешок. «Свиные рыла» этих героев ещё маячат на исто рических горизонтах. Твердолобые кон серваторы, архиплуты, окаменевшие мон стры ещё живы и на европейском мате рике и по ту сторону Атлантического океана». Недавно в нашей печати сообщалось о том, что в США некими голливудски ми дельцами выпущен фильм, являющий ся якобы экранизацией «Ревизора» Н. В. Гогодя. На самом деле это низко пробное, аляповатое киноизделие пред ставляет собою самую бесстыдную наг лую фальсификацию бессмертной русской комедии, от подлинного «Ревизора» в этой киностряпне не оставлено ни капли. Факт этот свидетельствует, прежде всего, о том, что реакционные идеологи Уолл-стрита испытывают страх перед подлинным Гоголем, боятся проникно вения в массы американского народа его бичующих и действенных, остро совре менных в американских условиях произ ведений. В самом деле, простой америка нец, читая или видя со сцены подлинно го «Ревизора», тотчас увидит в городни чем и его окружении • самого мистера Трумэна и прочих господ из Белого дома, как известно всем, не раз уличённых в казнокрадстве и множестве тёмных по литических и финансовых махинаций, составляющих основу американской плу тократии. Американские реакционеры по суще ству прибегают сейчас к подлым спосо бам травли и клеветы на величайшего- обличителя мерзостей и гнилости старого мира, какими пользовались в своё время реакционные силы николаевской России, вынудившие Гоголя надолго покинуть родную землю, уехать за границу. * ** Живя вдали от Родины, великий пат риот и народолюбец Гоголь умом и серд цем был, однако, неразрывно связан с Россией, болел и мучился её судьбами. «Я живу около года на чужой зем ле, — писал он в 1 8 3 7 г. из Италии, — вижу прекрасные небеса, мир, богатый искусством и человеком. Но разве перс моё принялось описывать предметы, мо гущие поразить всякого? Ни одной стро ки не мог я посвятить чуждому. Непре одолимой цепью прикован я к своему, и наш бедный, неяркий мир наш, наши курные избы, обнажённые пространства предпочёл я небесам лучшим, приветли вее глядевшим на меня. И я ли после этого могу не любить своей отчизны?». Вдали от родины Гоголю довелось пе режить величайшую для него и для всей передовой Росеци утрату — трагиче скую смерть своего великого друга, со ратника и наставника Пушкина. «Всё на слаждение моей жизни, всё мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним, -— писал Гоголь на родину. — Ничего я не предпринимал без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою ...» Эти годы в жизни Гоголя нельзя ина че назвать, как высоким патриотическим и творческим подвигом. За границей Го голь создаёт своё величайшее творение, которое он по праву считал делом всей своей жизни и вкладом своим в общена родное дело, — величайшее произведе ние русской и мировой реалистической литературы — первый том поэмы «Мёрт вые души». На создание этого огромного эпического полотна Гоголя воодушевил Пушкин, видевший именно в Гоголе до стойного преемника своих гениальных замыслов и идей, которых не довелось ему осуществить самому. Гоголь полностью оправдал надежды не только своего великого друга, но и ожидание всей передовой Рсссии, — соз дал произведение, в котором воплоти лись, осуществились с наибольшей си лой принципы русского художественного реализма, национальное своеобразие рус
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2