Сибирские огни, 1952, № 2
■бывалую высоту — в писателе он видит, прежде всего, патриота, гражданина, ве стника народных чаяний. Писатель «творит творение своё в поучение людям» — утверждает Гоголь в сш ей статье «О двилгении журналь ной литературы», написанной в 1835 г. для пушкинского «Современника». «...Нужно, чтоб в созданиях его (пи сателя. Ред.) жизнь сделала какой-ни будь шаг вперёд, и чтоб он, постигнувши -современность, ставши в уровень с ве ком, умел обратно воздать ему за по учение себя научением его...» Писатель может выполнить свою об щественную, прогрессивную роль лишь в том случае, если он «приобретёт пол ное познание земли своей и своего на рода в корне и в ветвях, воспитается как гражданин всего человечества». Эти замечательно глубокие и ясные мысли о назначении и обязанностях пи сателя перед жизнью, перед обществом -сохраняют свою свежесть и поучитель ность и для наших современных, совет ских литераторов, как творческое заве щание гениального предшественника, -основоположника русской литературы. Чернышевский в своих «Очерках го голевского периода русской литерату ры» , противопоставляя буржуазной за падно-европейской литературе, в которой уж е тогда проступали космополитиче ские элементы, творчество Пушкина, Гоголя, как яркое национальное и пат риотическое по духу явление, указывал: «Ни в ком из наших великих писателей не выражалось так живо и ясно созна ние своего патриотического значения, как в Гоголе. Он прямо считал себя че ловеком, призванным служить не ис кусству, а отечеству». «...Давно уже не было в мире писате ля, который был бы так важен для свое го народа, как Гоголь для России», — писал тогда ж е великий революционный демократ. Именно в этом стремлении «служить отечеству», которое Гоголь понимал, как служение народу, в стремлении своим словом способствовать «поучению лю дей» Гоголь и избрал путь изобличения, обнажения пороков и отрицательных сто рон современного ему общественного строя. И орудием воздействия на людей он избрал смех, так грозно и пророчески загремевший в «Ревизоре». *❖* Ещё в 1833 году, работая над циклом «Петербургских повестей», Гоголь поч ти закончил комедию «Владимир 3-й степени», в которой намеревался остро высмеять, изобличить петербургские са новные верхи, мир бюрократии, карье ристов и взяточников «высшего света». Однако уже в процессе работы над этой комедией писатель понял, что натолк нётся на непреодолимые цензурные пре грады, произведение его не увидит све та, поскольку судьбу его будут решать люди, которых писатель изобличает. И Гоголь прервал работу над этой коме дией. Но вот через два года он вновь воз вращается к мысли создать для театра произведение широкого социального ох вата, полное «злости, смеха и соли».. Театр Гоголь считал наиболее широкой трибуной для общения с большими люд скими массами, «кафедрой, с которой можно много сказать миру добра». Меж ду тем, на сцене русского театра в это время подвизались такие «дюжинные», как их называл Гоголь, драматурги, как Кукольник, в это самое время написав ший ложно патриотическую, угодниче скую «драму» под названием «Рука всевышнего отечество спасла». Гоголь решил объявить бой и этому антинарод ному театру и далёкой от жизни драма тургии. Пушкин, как свидетельствует об этом сам Гоголь, подал ему мысль, дал замы сел, который наиболее всего отвечал и общественным целям того времени и творческой задаче, какую ставил перед собой Гоголь. Гоголь с гениальной широтой реали стического анализа современности, ис пользовав жизненный факт, создал «Ре визора» — великолепное произведение громадной общественной значимости и художественного обобщения. Развив и доведя до совершенства традиции русской общественной, обличи тельной комедии— «Недоросль» Фонви зина, «Горе от ума» Грибоедова—Гоголь своим «Ревизором» проложил пути ново го демократического и подлинно русско го театра. Народная пословица «На зеркало не- ча пенять, коли рожа крива», взятая Гоголем эпиграфом к комедии, раскры вала широкий обобщающий замысел «Ревизора» — «собрать в одну кучу всё дурное в России... все несправедливо сти... и за одним разом посмеяться над всем» — так Гоголь сам определял смысл и направление своего произведения. Этот замысел нашёл в «Ревизоре» совершен ное художественное разрешение. «Это в высочайшей степени художе ственная комедия, проникнутая глубоким юмором и ужасающая своею верностию действительности», — писал о «Ревизо ре» Белинский. Действие как будто происходит в та кой глубокой провинции, в городке, до которого от столицы «хоть три года ска чи — не доскачешь», но всякому было ясно, что в этой картине отражается и Петербург, и всё николаевское государ ство. А в провинциальном городничем Сквозник-Дмухановском, в судье Тяпки- не-Ляпкине, в почтмейстере Шпекине, в попечителе богоугодных заведений Зем лянике, в Держиморде и Уховёртове лег
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2