Сибирские огни, 1952, № 2

■бывалую высоту — в писателе он видит, прежде всего, патриота, гражданина, ве­ стника народных чаяний. Писатель «творит творение своё в поучение людям» — утверждает Гоголь в сш ей статье «О двилгении журналь­ ной литературы», написанной в 1835 г. для пушкинского «Современника». «...Нужно, чтоб в созданиях его (пи­ сателя. Ред.) жизнь сделала какой-ни­ будь шаг вперёд, и чтоб он, постигнувши -современность, ставши в уровень с ве­ ком, умел обратно воздать ему за по­ учение себя научением его...» Писатель может выполнить свою об­ щественную, прогрессивную роль лишь в том случае, если он «приобретёт пол­ ное познание земли своей и своего на­ рода в корне и в ветвях, воспитается как гражданин всего человечества». Эти замечательно глубокие и ясные мысли о назначении и обязанностях пи­ сателя перед жизнью, перед обществом -сохраняют свою свежесть и поучитель­ ность и для наших современных, совет­ ских литераторов, как творческое заве­ щание гениального предшественника, -основоположника русской литературы. Чернышевский в своих «Очерках го­ голевского периода русской литерату­ ры» , противопоставляя буржуазной за­ падно-европейской литературе, в которой уж е тогда проступали космополитиче­ ские элементы, творчество Пушкина, Гоголя, как яркое национальное и пат­ риотическое по духу явление, указывал: «Ни в ком из наших великих писателей не выражалось так живо и ясно созна­ ние своего патриотического значения, как в Гоголе. Он прямо считал себя че­ ловеком, призванным служить не ис­ кусству, а отечеству». «...Давно уже не было в мире писате­ ля, который был бы так важен для свое­ го народа, как Гоголь для России», — писал тогда ж е великий революционный демократ. Именно в этом стремлении «служить отечеству», которое Гоголь понимал, как служение народу, в стремлении своим словом способствовать «поучению лю­ дей» Гоголь и избрал путь изобличения, обнажения пороков и отрицательных сто­ рон современного ему общественного строя. И орудием воздействия на людей он избрал смех, так грозно и пророчески загремевший в «Ревизоре». *❖* Ещё в 1833 году, работая над циклом «Петербургских повестей», Гоголь поч­ ти закончил комедию «Владимир 3-й степени», в которой намеревался остро высмеять, изобличить петербургские са­ новные верхи, мир бюрократии, карье­ ристов и взяточников «высшего света». Однако уже в процессе работы над этой комедией писатель понял, что натолк­ нётся на непреодолимые цензурные пре­ грады, произведение его не увидит све­ та, поскольку судьбу его будут решать люди, которых писатель изобличает. И Гоголь прервал работу над этой коме­ дией. Но вот через два года он вновь воз­ вращается к мысли создать для театра произведение широкого социального ох­ вата, полное «злости, смеха и соли».. Театр Гоголь считал наиболее широкой трибуной для общения с большими люд­ скими массами, «кафедрой, с которой можно много сказать миру добра». Меж­ ду тем, на сцене русского театра в это время подвизались такие «дюжинные», как их называл Гоголь, драматурги, как Кукольник, в это самое время написав­ ший ложно патриотическую, угодниче­ скую «драму» под названием «Рука всевышнего отечество спасла». Гоголь решил объявить бой и этому антинарод­ ному театру и далёкой от жизни драма­ тургии. Пушкин, как свидетельствует об этом сам Гоголь, подал ему мысль, дал замы­ сел, который наиболее всего отвечал и общественным целям того времени и творческой задаче, какую ставил перед собой Гоголь. Гоголь с гениальной широтой реали­ стического анализа современности, ис­ пользовав жизненный факт, создал «Ре­ визора» — великолепное произведение громадной общественной значимости и художественного обобщения. Развив и доведя до совершенства традиции русской общественной, обличи­ тельной комедии— «Недоросль» Фонви­ зина, «Горе от ума» Грибоедова—Гоголь своим «Ревизором» проложил пути ново­ го демократического и подлинно русско­ го театра. Народная пословица «На зеркало не- ча пенять, коли рожа крива», взятая Гоголем эпиграфом к комедии, раскры­ вала широкий обобщающий замысел «Ревизора» — «собрать в одну кучу всё дурное в России... все несправедливо­ сти... и за одним разом посмеяться над всем» — так Гоголь сам определял смысл и направление своего произведения. Этот замысел нашёл в «Ревизоре» совершен ное художественное разрешение. «Это в высочайшей степени художе­ ственная комедия, проникнутая глубоким юмором и ужасающая своею верностию действительности», — писал о «Ревизо­ ре» Белинский. Действие как будто происходит в та­ кой глубокой провинции, в городке, до которого от столицы «хоть три года ска­ чи — не доскачешь», но всякому было ясно, что в этой картине отражается и Петербург, и всё николаевское государ­ ство. А в провинциальном городничем Сквозник-Дмухановском, в судье Тяпки- не-Ляпкине, в почтмейстере Шпекине, в попечителе богоугодных заведений Зем­ лянике, в Держиморде и Уховёртове лег­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2