Сибирские огни, 1952, № 2

*»| ** В 1835 юду вышли две книги Гоголя — «Арабески», включавшие в себя так называемые «Петербургские повести», и «Миргород», в которой, кроме рассказа «Вий» и повести «Тарас Бульба», при­ мыкавших по стилю и духу к «Вечерам на хуторе», были опубликованы также «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровйчем» и «Старосветские помещики», знамено­ вавшие новый этап в творческом разви­ тии писателя. В этих произведениях более сильно проступает та реалистическая, остро об­ личительная линия, по которой Гоголь, направляемый Пушкиным, всё шире рас­ правляя крылья собственного гения, поднялся на вершины «Ревизора» и «Мёртвых душ». В «миргородских» повестях Гоголь, как никто из русских писателей до него, увидел и глубоко вскрыл острием сати­ ры противоречия «миргородской», т. е. российской, действительности — духов­ ный застой, паразитизм и маразм поме- щичье-крепостнической среды, затхлого мирка старосветских помещиков, Пере- репенков, Довгочхунов и Шпонек, пока­ зал этот мирок как неизбежное порож­ дение помещичье-крепостнического ук­ лада жизни. Гоголь сам это подчеркнул, закончив «Повесть о том, как поссо­ рился Иван Иванович с Иваном Ники­ форовичем» горьким выводом: «Скучно на этом свете, господа!» Не случайно поэтому «Повесть» вы­ звала яростные и злобные отклики в ре­ акционной печати, натолкнулась на ро­ гатки царской цензуры, усмотревшей не без оснований в произведении Гоголя подрыв некоторых «основ» существую­ щего порядка. Но зато идейную направленность и глубокий реализм этих произведений Гоголя горячо приветствовали и встали на защиту писателя передовые, прогрес­ сивные и демократические силы русско­ го общества и, в первую очередь, мо­ лодой Виссарион Белинский. Своей бле­ стящей статьёй «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835 г.) Белин­ ский с гениальной полнотой и глубиною определил социальную и художествен­ ную сущность произведений Гоголя: «Отличительный характер повестей г. Гоголя составляют — простота вымыс­ ла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубо­ ким чувством грусти и уныния. Причи­ на всех этих качеств заключается в од­ ном источнике: г. Гоголь — поэт, поэт жизни действительной...» Великий критик-демократ, назвав по­ вести отображением «совершенной исти­ ны жизни», а самого писателя «поэтом жизни действительной», утверждал тем самым Гоголя вместе с Пушкиным родо­ начальником новой реалистической рус­ ской литературы и на основе творчеств» их разработал теорию критического ре­ ализма, сыгравшую огромную роль в развитии русского искусства. В книге, названной Гоголем «Арабе­ ски», писатель с потрясающей обличи­ тельной силой и огромной душевной болью отразил жизнь «маленьких лю­ дей», обездоленной, бесправной массы мелкого служилого, трудового люда, ко­ торую Гоголь увидел и сам испытал в первые годы жизни своей в Петербурге. В повести «Невский проспект» Го­ голь обнажает трагический конфликт между миром благородных и светлых, идеалов честных, простых людей и ми­ ром пошлости, духовного разврата, ца­ рящих в господствующих верхах обще­ ства. Праздность и пошлость, роскошь в подлость царят на аристократическом Невском проспекте, и нужда, беспра­ вие — в петербургских трущобах, насе­ лённых беднотой, тружениками. Бесконечно далёк от нас — советских людей этот невозвратный Невский про­ спект, этот страшный мир социальных контрастов. Но примените гоголевскую характеристику Невского проспекта к современным капиталистическим столи­ цам — Нью-Йорку, Лондону, Парижу — и она вновь обретёт живые черты со­ временности, ещё более ужасной и от­ вратительной, чем нарисованная Гоголем; в прошлом веке. Гневным протестом против социаль­ ных несправедливостей проникнуты «Петербургские повести». Гоголь вы­ ступает в них как великий гуманист, за­ щитник угнетённых и безжалостно экс- плоатируемых тружеников, которых ты­ сячами губит чиновно-бюрократический, самодержавный строй. Образ бедноп> Акакия Акакиевича Башмачкина (по­ весть «Шинель»)—один из самых заме­ чательных по психологической глубине и типичности образов «маленького челове­ ка» в мировой литературе. Жизненность и действенность этого образа выходила далеко за пределы тогдашней россий­ ской действительности, в ней вскрыта была одна из страшных сторон классо­ вого общества, унижающего человече­ ское достоинство, превращающего тру- женика-человека в бесправного раба. В этот период своего творческого раз­ вития, восхождения к высотам критиче­ ского реализма, глубочайших социаль­ ных, идейных обобщений Гоголь твор­ чески осуществляет и те принципы от­ ношения искусства и действительности, какие он ставил перед собою, какие со­ ставляли особенность развития русской реалистической, демократической лите­ ратуры пушкинско-гоголевского пе­ риода. Вслед за Пушкиным Гоголь поднима­ ет звание и назначение писателя, как выразителя общественных идей, на не-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2