Сибирские огни, 1952, № 2
*»| ** В 1835 юду вышли две книги Гоголя — «Арабески», включавшие в себя так называемые «Петербургские повести», и «Миргород», в которой, кроме рассказа «Вий» и повести «Тарас Бульба», при мыкавших по стилю и духу к «Вечерам на хуторе», были опубликованы также «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровйчем» и «Старосветские помещики», знамено вавшие новый этап в творческом разви тии писателя. В этих произведениях более сильно проступает та реалистическая, остро об личительная линия, по которой Гоголь, направляемый Пушкиным, всё шире рас правляя крылья собственного гения, поднялся на вершины «Ревизора» и «Мёртвых душ». В «миргородских» повестях Гоголь, как никто из русских писателей до него, увидел и глубоко вскрыл острием сати ры противоречия «миргородской», т. е. российской, действительности — духов ный застой, паразитизм и маразм поме- щичье-крепостнической среды, затхлого мирка старосветских помещиков, Пере- репенков, Довгочхунов и Шпонек, пока зал этот мирок как неизбежное порож дение помещичье-крепостнического ук лада жизни. Гоголь сам это подчеркнул, закончив «Повесть о том, как поссо рился Иван Иванович с Иваном Ники форовичем» горьким выводом: «Скучно на этом свете, господа!» Не случайно поэтому «Повесть» вы звала яростные и злобные отклики в ре акционной печати, натолкнулась на ро гатки царской цензуры, усмотревшей не без оснований в произведении Гоголя подрыв некоторых «основ» существую щего порядка. Но зато идейную направленность и глубокий реализм этих произведений Гоголя горячо приветствовали и встали на защиту писателя передовые, прогрес сивные и демократические силы русско го общества и, в первую очередь, мо лодой Виссарион Белинский. Своей бле стящей статьёй «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835 г.) Белин ский с гениальной полнотой и глубиною определил социальную и художествен ную сущность произведений Гоголя: «Отличительный характер повестей г. Гоголя составляют — простота вымыс ла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубо ким чувством грусти и уныния. Причи на всех этих качеств заключается в од ном источнике: г. Гоголь — поэт, поэт жизни действительной...» Великий критик-демократ, назвав по вести отображением «совершенной исти ны жизни», а самого писателя «поэтом жизни действительной», утверждал тем самым Гоголя вместе с Пушкиным родо начальником новой реалистической рус ской литературы и на основе творчеств» их разработал теорию критического ре ализма, сыгравшую огромную роль в развитии русского искусства. В книге, названной Гоголем «Арабе ски», писатель с потрясающей обличи тельной силой и огромной душевной болью отразил жизнь «маленьких лю дей», обездоленной, бесправной массы мелкого служилого, трудового люда, ко торую Гоголь увидел и сам испытал в первые годы жизни своей в Петербурге. В повести «Невский проспект» Го голь обнажает трагический конфликт между миром благородных и светлых, идеалов честных, простых людей и ми ром пошлости, духовного разврата, ца рящих в господствующих верхах обще ства. Праздность и пошлость, роскошь в подлость царят на аристократическом Невском проспекте, и нужда, беспра вие — в петербургских трущобах, насе лённых беднотой, тружениками. Бесконечно далёк от нас — советских людей этот невозвратный Невский про спект, этот страшный мир социальных контрастов. Но примените гоголевскую характеристику Невского проспекта к современным капиталистическим столи цам — Нью-Йорку, Лондону, Парижу — и она вновь обретёт живые черты со временности, ещё более ужасной и от вратительной, чем нарисованная Гоголем; в прошлом веке. Гневным протестом против социаль ных несправедливостей проникнуты «Петербургские повести». Гоголь вы ступает в них как великий гуманист, за щитник угнетённых и безжалостно экс- плоатируемых тружеников, которых ты сячами губит чиновно-бюрократический, самодержавный строй. Образ бедноп> Акакия Акакиевича Башмачкина (по весть «Шинель»)—один из самых заме чательных по психологической глубине и типичности образов «маленького челове ка» в мировой литературе. Жизненность и действенность этого образа выходила далеко за пределы тогдашней россий ской действительности, в ней вскрыта была одна из страшных сторон классо вого общества, унижающего человече ское достоинство, превращающего тру- женика-человека в бесправного раба. В этот период своего творческого раз вития, восхождения к высотам критиче ского реализма, глубочайших социаль ных, идейных обобщений Гоголь твор чески осуществляет и те принципы от ношения искусства и действительности, какие он ставил перед собою, какие со ставляли особенность развития русской реалистической, демократической лите ратуры пушкинско-гоголевского пе риода. Вслед за Пушкиным Гоголь поднима ет звание и назначение писателя, как выразителя общественных идей, на не-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2