Сибирские огни, 1952, № 2
* * * В 1831 году вышла первая книга Го голя «Вечера на хуторе близ Дикань- ки», и в этом ж е году произошла встре ча его с Пушкиным, положившая начало великой творческой дружбе двух гени ев русской литературы и совместной их борьбы за создание подлинно народного, прогрессивного русского искусства. «Отрадно вспомнить, — писал впо следствии Чернышевский, — что первый оценил Гоголя, первый заговорил о нём тот самый человек, который до Гоголя был величайшим из наших писателей. Радушным приветом встретил, благосло вением своим напутствовал Пушкин 20- летнего одинокого юношу, который сде лался преемником его славы...» Восторженным письмом Пушкин при ветствовал выход первой книги Гоголя — «Вечера на хуторе близ Дикань- ки»: «Вот настоящая весёлость, искрен няя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности, — писал Пушкин. — А местами какая поэзия! Какая чувстви тельность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я до селе не образумился...» В молодом писателе, в первой его книге великий поэт и властитель свобо домыслящих русских умов сразу открыл ростки и источники тех идеалов и тех творческих принципов, которые сам он смело утверждал в литературе, за кото рые мужественно боролся. В «Вечерах» Гоголя с невиданной до этого в литературе силой засверкала на родная жизнь, самоцветная народная речь, жизнелюбие, бодрость и юмор — богатства души и ума простых русских людей. «Поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходят из своего же на рода. Это огни из него же излетевшие, передовые вестники сил его» , — утверж дал Гоголь, вступая на литературный путь. Поэтом, певцом народной жизни и предстал Гоголь перед читателями в пер вой своей книге. Писатель неотделим от своих героев, жизнь которых он знает во всех мельчайших подробностях, и заодно со своими героями печалится, веселится, думает и рассуждает о жиз ни. В «Вечерах на хуторе близ Дикань- ки» Гоголь поэтически раскрыл особен ности быта, природы и нравов народной жизни Украины, характерны© и яркие черты свободолюбивого народа, его на циональные черты. «Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа, — говорил Гоголь. — Поэт да же может быть и тогда национален, ког да описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей на циональной-/стихии, глазами всего наро да, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами». Это в высшей степени и присуще творчеству Гоголя. Сквозь романтический, сказочный ко лорит и мягкий юмор первых произведе ний Гоголя проступают черты реальной жизни тогдашней украинской деревни, типические черты людей — и искателя народного счастья кузнеца Вакулы («Ночь перед Рождеством»), и жадного кулака — сельского «головы» в «Май ской ноЧи», стремящегося закабалить всех односельчан. В поэтической легенде из далёкого прошлого Украины, в повести «Страш ная месть», показывающей борьбу ук раинского народа с польской шляхтой за независимость, Гоголь в образе кол дуна, продавшегося иноземцам, озлоб ленного на всё живое предателя, гневно осуждает самое страшно© и презренное преступление, какое только может быть, — измену Родине. С невиданной до него в литературе глубиной и любовью Гоголь в эпических образах Тараса Бульбы и его соратни ков воспел богатырские силы народа, его неисчерпаемое жизнелюбие и свобо долюбие, неколебимую верность рус ских людей своей Родине, могучий пат риотический дух народа. В многовековой борьбе русского народа с иноземными захватчиками сложились такие могучие народные характеры, как старый бога тырь-запорожец Тарас Бульба, его ни чем и никем непреодолимая любовь к Родине, его жгучая ненависть к вра гам её. В великолепном этом образе Гоголь показал великую силу, которая заключе на в народе, таится в нём, чтоб в опре делённых условиях могуче воспрянуть и удивить мир своею мощью, своим са моотвержением во имя свободы и неза висимости родной земли. «Разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы переси лила русскую силу!» — с гордостью вос клицает Гоголь, завершая свою по весть. Прошло более столетия с той поры, как были сказаны эти вещие слова, но сколько раз и во скольких русских серд цах откликались они в дни тяжких ис пытаний, выпадавших на долю нашего народа, в дни битв за свободу и неза висимость родной земли. История Вели кой Отечественной войны советского на рода с фашистской Германией запечат лела немало героических подвигов, более блистательных и легендарных по муже ству и отваге, чем подвиг былинного го голевского Тараса, но образ этот и по ныне волнует и потрясает нас силою и глубиной любви к отчизне, беззаветной верой в народ, великим проявлением русского духа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2