Сибирские огни, 1952, № 2

К с т о л е т и ю с о д н я с м е р т и н . в . Г о г о л я Великий русский писатель Подлинно всенародный размах, с ка­ ким страна наша отметила столетие со дня смерти Н. В. Гоголя, является яр­ ким выражением той огромной и благо­ дарной народной любви, какою поль­ зуется его имя в советское время, каким глубоким признанием и уважением ок­ ружено великое гоголевское наследие, Из «тёмного царства» былой и на­ всегда канувшей в прошлое России, сквозь столетие доносится до нас живое и могучее слово гениального певца русской земли, и вместе с пламенным бессмертным пушкинским глаголом по­ ныне жжёт и потрясает оно сердца людей. Через век, лежащий между нами и Гоголем, век глубочайших перемен в истории человечества, в истории нашей Родины, приходит сегодня к нам Го­ голь как наш предшественник и сорат­ ник в борьбе за народное счастье и светлое будущее человечества. Чтобы понять и во всей полноте пред­ ставить, какую огромную роль сыграло творчество Гоголя не только в развитии русской духовной культуры, великой русской литературы, но и в истории и борьбе нашего народа, надо вспомнить замечательное ленинское определение эпохи, в которую жил и творил Гоголь. Первый этап освободительного дви­ жения в России В. И. Ленин характери­ зует следующим образом: «Эпоха крепо­ стная (1827—-1846 гг.) — полное преоб­ ладание дворянства... Крепостная Рос­ сия забита и неподвижна. Протестует ничтожное меньшинство дворян, бес­ сильных без поддержки народа. Но луч­ шие люди из дворян помогли р а з б у ­ д и т ь народ». (Соч., т. 19, стр. 294). Вот в этой исторической обстановке Гоголь, выходец из среднепоместного дворянства, являясь одним из передовых «лучших людей из дворян», с необы­ чайной смелостью, своими художествен­ ными произведениями, обличая самодер­ жавно-крепостнический режим, помогал «разбудить народ», народное самосозна­ ние, чем мощно способствовал развитию Сокращённая стенограмма доклада А. Смердова на гоголевском вечере 4 мар­ та 1952 г. освободительных идей, освободительного движения. В эпоху николаевской реакции, после разгрома декабристов, Гоголь вслед за Пушкиным и вместе с Белинским наибо­ лее смело, сильно и ярко выразил трет вогу прогрессивной, передовой части русского общества о судьбах своего на­ рода, задыхавшегося в ярме крепостни­ чества и деспотической монархии, отра­ зил стихийный протест народных масс против существующего строя. В. И. Ленин, неоднократно • отмечая огромное значение русской классической литературы в развитии революционного движения, высоко ценил роль «идей Белинского и Гоголя, которые делали этих писателей дорогими... всякому по­ рядочному человеку на Руси». Пушкин и Гоголь являются родона­ чальниками великой русской реалисти­ ческой литературы, которая, с необычай­ ной полнотой и широтою отразив на своих страницах жизнь и характерные духовные черты своего народа, передо­ вые идеи своего времени, приобрела значение величайшего двигателя обще­ ственной мысли и революционного дви­ жения в России, стала неотъемлемой частью духовной жизни нашего на­ рода. Будучи писателем глубоко националь­ ным, глубоко русским, Гоголь, вместе с тем, обогатил своим творчеством миро­ вую культуру. Замечательно сказал об этом в своём обращении к народам мира Председа­ тель Всемирного Совета Мира Фредерик Шолио-Кюри: «У народов есть общее достояние, каким являются великие произведения науки, литературы и искусства, сохра­ няющие в течение веков отпечаток ге­ ния. Это культурное наследие является для человечества неиссякаемым источ­ ником. Оно позволяет людям различных эпох узнавать друг друга, улавливать в настоящем связующую их нить». В ряду гигантов мировой культуры передовое человечество чествует Гоголя как «великого русского писателя, кото­ рого любовь к ©го народу привела к ве­ ликим идеям человеческого братства».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2