Сибирские огни, 1952, № 2
К с т о л е т и ю с о д н я с м е р т и н . в . Г о г о л я Великий русский писатель Подлинно всенародный размах, с ка ким страна наша отметила столетие со дня смерти Н. В. Гоголя, является яр ким выражением той огромной и благо дарной народной любви, какою поль зуется его имя в советское время, каким глубоким признанием и уважением ок ружено великое гоголевское наследие, Из «тёмного царства» былой и на всегда канувшей в прошлое России, сквозь столетие доносится до нас живое и могучее слово гениального певца русской земли, и вместе с пламенным бессмертным пушкинским глаголом по ныне жжёт и потрясает оно сердца людей. Через век, лежащий между нами и Гоголем, век глубочайших перемен в истории человечества, в истории нашей Родины, приходит сегодня к нам Го голь как наш предшественник и сорат ник в борьбе за народное счастье и светлое будущее человечества. Чтобы понять и во всей полноте пред ставить, какую огромную роль сыграло творчество Гоголя не только в развитии русской духовной культуры, великой русской литературы, но и в истории и борьбе нашего народа, надо вспомнить замечательное ленинское определение эпохи, в которую жил и творил Гоголь. Первый этап освободительного дви жения в России В. И. Ленин характери зует следующим образом: «Эпоха крепо стная (1827—-1846 гг.) — полное преоб ладание дворянства... Крепостная Рос сия забита и неподвижна. Протестует ничтожное меньшинство дворян, бес сильных без поддержки народа. Но луч шие люди из дворян помогли р а з б у д и т ь народ». (Соч., т. 19, стр. 294). Вот в этой исторической обстановке Гоголь, выходец из среднепоместного дворянства, являясь одним из передовых «лучших людей из дворян», с необы чайной смелостью, своими художествен ными произведениями, обличая самодер жавно-крепостнический режим, помогал «разбудить народ», народное самосозна ние, чем мощно способствовал развитию Сокращённая стенограмма доклада А. Смердова на гоголевском вечере 4 мар та 1952 г. освободительных идей, освободительного движения. В эпоху николаевской реакции, после разгрома декабристов, Гоголь вслед за Пушкиным и вместе с Белинским наибо лее смело, сильно и ярко выразил трет вогу прогрессивной, передовой части русского общества о судьбах своего на рода, задыхавшегося в ярме крепостни чества и деспотической монархии, отра зил стихийный протест народных масс против существующего строя. В. И. Ленин, неоднократно • отмечая огромное значение русской классической литературы в развитии революционного движения, высоко ценил роль «идей Белинского и Гоголя, которые делали этих писателей дорогими... всякому по рядочному человеку на Руси». Пушкин и Гоголь являются родона чальниками великой русской реалисти ческой литературы, которая, с необычай ной полнотой и широтою отразив на своих страницах жизнь и характерные духовные черты своего народа, передо вые идеи своего времени, приобрела значение величайшего двигателя обще ственной мысли и революционного дви жения в России, стала неотъемлемой частью духовной жизни нашего на рода. Будучи писателем глубоко националь ным, глубоко русским, Гоголь, вместе с тем, обогатил своим творчеством миро вую культуру. Замечательно сказал об этом в своём обращении к народам мира Председа тель Всемирного Совета Мира Фредерик Шолио-Кюри: «У народов есть общее достояние, каким являются великие произведения науки, литературы и искусства, сохра няющие в течение веков отпечаток ге ния. Это культурное наследие является для человечества неиссякаемым источ ником. Оно позволяет людям различных эпох узнавать друг друга, улавливать в настоящем связующую их нить». В ряду гигантов мировой культуры передовое человечество чествует Гоголя как «великого русского писателя, кото рого любовь к ©го народу привела к ве ликим идеям человеческого братства».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2