Сибирские огни, 1952, № 2
сторону, сносило, отбрасывало назад... Тогда люди прыгали прямо в воду и та щили канаты к берегу. Сбитые ударом волны, падали, поднимались и бежали дальше. Выбравшись на песок, пробира лись сквозь чащу кустарников к веко вым лиственницам. Задыхаясь от уста лости, мокрые, напрягая последние си лы, набрасывали канаты на гиганты-де ревья. Настала решающая минута. Стальные тросы натягивались всё сильнее, как струны, гудя под ветром. Плот поне многу замедлял движение. И вдруг раздаётся оглушительный треск. Под титаническим напором мас сы плота стальные канаты ломали ве ковые стволы, с корнями вырывали их из земли. Изуродованные деревья тащи лись за канатами по кустам, падали в воду и плыли вслед за плотом. На берег были переброшены все мат росы и сплавщики, оставшиеся на паро ходе и на плоту. Не думая о смертель ной опасности, они подхватывали кана ты, переносили тяжёлые стальные пет ли, снова крепили их. И снова, как подкошенная трава, валились деревья. Люди работали и на берегу, и на во де. Одни подхватывали стальные петли в молодой таёжной поросли, в «устах, другие вытаскивали их из реки, с раз маху бросаясь в студёную стремнину. Охрипшие, покрытые ссадинами и си няками, нередко прихрамывая, они за бывали об усталости, об опасности, о времени. Почти полсуток понадобилось на то, чтобы преодолеть бешеную инер цию движения плота. Но вот огромная махина почти 800 метров в длину и 200 в ширину, веся щая 48 тысяч тонн, прочно застыла на якорях, прикованная к берегу надёжны ми стальными тросами. Нечеловеческое напряжение команды разрядилось оживлением. Переодев шись, люди собрались в салоне «Абха зии» и шумно вспоминали только что пережитые треволнения, дружески под шучивали над боцманом, принявшим неожиданную ванну. Поскользнувшись во время посадки на качающуюся у бор та «Абхазии» шлюпку, боцман, как он сам выразился, «с полного хода ухнул ко дн у» . Но в ту минуту ему было не до шуток. Купание могло кончиться пе чально. Глубина реки в этом месте бы ла доеольно значительна, а намокший по лушубок и тяжёлые сапоги камнем тя нули вниз. Сброшенные с борта парохо да спасательные круги упали где-то в стороне, и лишь подоспевшая шлюпка спасла его от верной гибели. И всё же боцман наотрез отказался возвратиться на пароход и поехал с командой сначала на плот, а затем на берег, где и работал наряду со всеми, так и не сменив промокшей одежды. Сам любитель пошутить и посмеять ся, боцман весело подтрунивал над то варищами и, кстати, вспомнил другой случай с плотом... Экипаж, любивший занятные боцман ские истории, теснее сдвинулся вокруг рассказчика. Но капитан приказал отло жить рассказ на завтра. Время позднее, после тяжёлой работы надо как следует отдохнуть. А главное — кто знает, что ещё готовит несгихающий ветер. А ветер дул с прежней силой, гоня по небу низко нависшие, мрачные тучи, вздымая одну за другой высокие волны. Надёжно учаленный плот только стонал под ударами набегавших валов, но не двигался с места. Свободная от вахты команда снова собралась в салоне «Аб хазии» , и боцман начал прерванную историю. — Было это лет, пожалуй, двадцать тому назад, если не больше, и примерно в этих же самых местах. Плавал я тог да на пароходе «Колхозник», который теперь по старости на Енисейском рей де работает. Шли мы, как и сейчас вот, с плотом. Ну, конечно, не с такой гро мадиной. Однако по тем временам плот был порядочный. Ну, а, техника той по ры вам известна. Пароходы ходили, что- от купцов остались. Работали на дровах. Сжигали дров за сутки не меньше ста двадцати саженей. Вот и попробуйте каждый день эти сажени погрузить да в топки перебросить! Беда, как мучи лись. Особенно кочегары. — Это ж надо подумать, — отвлёкся в сторону рассказчик.—«Абхазия» наша, к примеру, куда сильнее «Колхозника», а сжигает за сутки всего восемнадцать тонн угля. А как его- грузят. Подойдут к транспортёру и насыплют сразу на пять ходовых суток. Вот это техника! — Ну, хорошо, идём это мы с пло том, и вдруг выходит на мостик меха ник и докладывает капитану: дрова, мол, кончаются. Надо бы остановиться, дров набрать. Капитан сразу же — сви сток и, натурально, подаёт команду: «Отдать буксир». Плот пошёл само сплавом, а капитан кричит лоцману в рупор: «Дрова будда брать, плывите себе, к вечеру догоним». Отошёл «Колхозник» к берегу, стал на якоря. Начали грузить дрова. А брать их здесь неудобно... Час грузим, два грузим, три... время к закату бли зится, а мы ещё половины положенного- не нагрузили. Вдруг капитан подходит и даёт свисток. Снялись с якорей, по шли догонять плот. Идём, торопимся, а плот догнать не можем. К Туруханску подошли, когда, наконец, плот увидели. Ползёт он себе- потихоньку километрах так в десяти от нас. Ещё бы маленько и опять плот на буксир взяли. Не тут-то было. Выска кивает кочегар из машины и кричит:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2