Сибирские огни, 1952, № 2

ленно переступающая по степи на своих великанских ступнях — лыжах, каждый день заменяет 1 0 . 0 0 0 землекопов... В стальном корпусе, высоком, как че­ тырёхэтажный дом, работают десятки тысячесильных двигателей и моторов. Сотни сложнейших и точных регуляторов и автоматиков направляют движения и управляют силой гиганта-землекопа. И всего пятеро людей — экипаж корабля — управляют всем этим движущимся заво­ дом. На одном из таких сухопутных кораб­ лей работает и стоящий сейчас на три­ буне в Колонном зале старший мастер шагающего экскаватора техник Евгений Симак. В минувшем году экскаватор «Уралец», управляемый экипажем Си- мака, на прокладке магистрального оро­ сительного Донского канала вынул более миллиона кубометров грунта — холмы, что высятся на подступах к Цимлянской котловине... — Крепко пришлось нам поработать, товарищи, чтоб повернуть старый и мо­ гучий Дон на новый, на наш путь, ко­ торый указал нам товарищ Сталин! — продолжал свой рассказ с трибуны цим­ лянский делегат... И в памяти возникали новые и новые картины. Перед глазами распахнулась величественная панорама Цимлянской долины Дона — будущего дна нового на планете — Цимлянского моря. Здесь было главное сосредоточие, центр строи­ тельных работ. Над необъятной, подёр­ нутой голубой дымкой долиною высилась могучая тринадцатикилометровая стена Цимлянской плотины. Она смыкалась с естественными возвышенностями там, где голубая лента Дона сливается с не­ бом. Тридцать три миллиона кубометров земли понадобилось строителям для воз­ ведения этой величайшей в мире плоти­ ны. И тридцать миллионов кубометров песка в гигантское тело плотины было уложено в неслыханно короткие сроки, •благодаря применению новейших в ми­ ровой гидростроительной технике совет­ ских методов и способов строительства. Земляная часть плотины была не насы­ пана, как это делалось доселе везде в мире при возведении подобных сооруже­ ний (впрочем, подобных на свете ещё не бывало!), а н а м ы т а с помощью но­ вейших машин, созданных нашими со­ ветскими конструкторами, сделанных на отечественных машиностроительных за­ водах. Десятки мощных кораблей — зем­ снарядов, там и тут взрыхляя берега и дно Дона, смешивая грунт с водою, по­ дают эту смесь (пульпу) по трубам, на расстояние нескольких километров, к ме­ сту сооружения плотины. Трубы пульпо­ водов от Дона, извиваясь, тянутся туда, где завершается сейчас намыв последне­ го участка земляной плотины, откуда на­ чинается бетонная её часть. Здесь — над старым, уже высохшим руслом Дона <и над новым, по которому строители не­ давно направили реку, вздымаются из строительных лесов и железной паути­ ны конструкций бетонные громады Цим­ лянской гидроэлектростанции и гидро­ технических сооружений Волго-Донского канала... Когда идёшь здесь среди грохота и гу­ ла многообразных механизмов и моторов, сверкания электросварки, среди звона и вспышек звуковой и световой сигнали­ зации, кажется, что попадаешь не на строительство, а в действующий меха­ нический цех невиданно огромного за­ вода. — Царство техники! — восхищённо сказал один из моих спутников и, пожа­ луй, верно выразил то общее впечатле­ ние, какое производит сразу на пришед­ шего сюда человека вид стройки. Сами же строители чувствуют себя полными хозяевами в этом оглушающем и ослепляющем новичка царстве. Вон из кабины управления портальным кра­ ном, с огромной высоты белозубо улы­ бается машинист, объясняясь с кем-то обоюдопонятными жестами. А вот среди разложенной электроарматуры склони­ лись над чертежами и книгой трое мон­ тажников — двое молодых пареньков и девушка — и видимо совсем не замеча­ ют, как мимо них мчатся мотовозы с ковшами бетона, как над головами кра­ ны проносят многотонные тяжести. Ты­ сячи людей, каждый на своём рабочем посту, с полным знанием своих обязан­ ностей, без суеты, дружно, сосредоточен­ но и увлечённо заняты одним огромным делом... i**1! С кем бы нам ни довелось говорить — с инженерами, командирами стройки, с мастерами и простыми арматурщиками, бетонщиками, сварщиками, монтажника­ ми и крановщиками — в каждом сразу бросалось в глаза, ясно чувствовалось, прежде всего, одно общее — гордость высоким званием строителя великих со­ оружений сталинского века, горделивое и радостное сознание участника всена­ родной стройки... В дни, когда строители гидроузла го­ товились повернуть Дон с извечного его пути, когда близилась решающая схват­ ка с могучей и своенравной рекой, тру­ довое соревнование на сооружении пло­ тины достигло наивысшего накала. Строители взяли на себя обязательство: в неслыханно короткий срок — в 10 дней — завершить все работы по пере­ крытию старого русла Дона. В послед­ ний день этого срока на возведении пе­ ремычки за сутки было произведено свыше двухсот тысяч кубометров земля­ ных работ — были опрокинуты все су­ ществующие нормы и рекорды в этой области труда. Бетонщики ежедневно укладывали в плотину по пяти тысяч ку­ бометров бетона — такой производитель­ ности ещё не видывали на стройке. Впро­ чем, вскоре эти рекорды были перекры­ ты самими же цимлянскими гидрострои­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2