Сибирские огни, 1952, № 2
ленно переступающая по степи на своих великанских ступнях — лыжах, каждый день заменяет 1 0 . 0 0 0 землекопов... В стальном корпусе, высоком, как че тырёхэтажный дом, работают десятки тысячесильных двигателей и моторов. Сотни сложнейших и точных регуляторов и автоматиков направляют движения и управляют силой гиганта-землекопа. И всего пятеро людей — экипаж корабля — управляют всем этим движущимся заво дом. На одном из таких сухопутных кораб лей работает и стоящий сейчас на три буне в Колонном зале старший мастер шагающего экскаватора техник Евгений Симак. В минувшем году экскаватор «Уралец», управляемый экипажем Си- мака, на прокладке магистрального оро сительного Донского канала вынул более миллиона кубометров грунта — холмы, что высятся на подступах к Цимлянской котловине... — Крепко пришлось нам поработать, товарищи, чтоб повернуть старый и мо гучий Дон на новый, на наш путь, ко торый указал нам товарищ Сталин! — продолжал свой рассказ с трибуны цим лянский делегат... И в памяти возникали новые и новые картины. Перед глазами распахнулась величественная панорама Цимлянской долины Дона — будущего дна нового на планете — Цимлянского моря. Здесь было главное сосредоточие, центр строи тельных работ. Над необъятной, подёр нутой голубой дымкой долиною высилась могучая тринадцатикилометровая стена Цимлянской плотины. Она смыкалась с естественными возвышенностями там, где голубая лента Дона сливается с не бом. Тридцать три миллиона кубометров земли понадобилось строителям для воз ведения этой величайшей в мире плоти ны. И тридцать миллионов кубометров песка в гигантское тело плотины было уложено в неслыханно короткие сроки, •благодаря применению новейших в ми ровой гидростроительной технике совет ских методов и способов строительства. Земляная часть плотины была не насы пана, как это делалось доселе везде в мире при возведении подобных сооруже ний (впрочем, подобных на свете ещё не бывало!), а н а м ы т а с помощью но вейших машин, созданных нашими со ветскими конструкторами, сделанных на отечественных машиностроительных за водах. Десятки мощных кораблей — зем снарядов, там и тут взрыхляя берега и дно Дона, смешивая грунт с водою, по дают эту смесь (пульпу) по трубам, на расстояние нескольких километров, к ме сту сооружения плотины. Трубы пульпо водов от Дона, извиваясь, тянутся туда, где завершается сейчас намыв последне го участка земляной плотины, откуда на чинается бетонная её часть. Здесь — над старым, уже высохшим руслом Дона <и над новым, по которому строители не давно направили реку, вздымаются из строительных лесов и железной паути ны конструкций бетонные громады Цим лянской гидроэлектростанции и гидро технических сооружений Волго-Донского канала... Когда идёшь здесь среди грохота и гу ла многообразных механизмов и моторов, сверкания электросварки, среди звона и вспышек звуковой и световой сигнали зации, кажется, что попадаешь не на строительство, а в действующий меха нический цех невиданно огромного за вода. — Царство техники! — восхищённо сказал один из моих спутников и, пожа луй, верно выразил то общее впечатле ние, какое производит сразу на пришед шего сюда человека вид стройки. Сами же строители чувствуют себя полными хозяевами в этом оглушающем и ослепляющем новичка царстве. Вон из кабины управления портальным кра ном, с огромной высоты белозубо улы бается машинист, объясняясь с кем-то обоюдопонятными жестами. А вот среди разложенной электроарматуры склони лись над чертежами и книгой трое мон тажников — двое молодых пареньков и девушка — и видимо совсем не замеча ют, как мимо них мчатся мотовозы с ковшами бетона, как над головами кра ны проносят многотонные тяжести. Ты сячи людей, каждый на своём рабочем посту, с полным знанием своих обязан ностей, без суеты, дружно, сосредоточен но и увлечённо заняты одним огромным делом... i**1! С кем бы нам ни довелось говорить — с инженерами, командирами стройки, с мастерами и простыми арматурщиками, бетонщиками, сварщиками, монтажника ми и крановщиками — в каждом сразу бросалось в глаза, ясно чувствовалось, прежде всего, одно общее — гордость высоким званием строителя великих со оружений сталинского века, горделивое и радостное сознание участника всена родной стройки... В дни, когда строители гидроузла го товились повернуть Дон с извечного его пути, когда близилась решающая схват ка с могучей и своенравной рекой, тру довое соревнование на сооружении пло тины достигло наивысшего накала. Строители взяли на себя обязательство: в неслыханно короткий срок — в 10 дней — завершить все работы по пере крытию старого русла Дона. В послед ний день этого срока на возведении пе ремычки за сутки было произведено свыше двухсот тысяч кубометров земля ных работ — были опрокинуты все су ществующие нормы и рекорды в этой области труда. Бетонщики ежедневно укладывали в плотину по пяти тысяч ку бометров бетона — такой производитель ности ещё не видывали на стройке. Впро чем, вскоре эти рекорды были перекры ты самими же цимлянскими гидрострои
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2