Сибирские огни, 1952, № 2

листы не грозят нам войной. Угроз ва­ ших, господа империалисты, мы не бо­ имся... Если надо будет, мы и на этот раз сумеем постоять за нашу Родину... Это я говорю от всех строителей нашей гидростанции и от всех трудящихся лю­ дей Урала, которые послали меня сюда, на конференцию сторонников мира... Тут уже весь президиум поднялся, весь зал горячими долгими аплодисмен­ тами присоединился к словам оратора. А мысль старого строителя снова обра­ тилась к тому, чем живёт он сам — про­ стой советский труженик, чем полны и все советские люди,— к нашим мирным заботам, к нашим большим делам, на­ правленным в великое Завтра. Будто беседуя со своей бригадой, в кругу своих товарищей-строителей, Фёдор Петрович закончил свою речь поучительно и за­ душевно: — Нам нужно теперь особенно стара­ тельно работать, дорогие мои товарищи, сырьё экономить надо, каждый гвоздь беречь. По капельке, говорят, — море, по зёрнышку — ворох. Чем лучше мы будем работать, тем скорее коммунизм построим, добьёмся навсегда мирной жизни на всей земле... 2 Незадолго до Всесоюзной конферен­ ции сторонников мира мне посчастливи­ лось побывать на одной из великих стро­ ек. В Колонный зал я пришёл перепол­ ненный волнением и впечатлениями не­ давно виденного и перечувствованного там — на грандиозном строительном плацдарме. Поэтому каждое звучавшее с трибуны конференции слово о великих стройках воспринималось особенно глу­ боко и волнующе. С новой силой и яс­ ностью раскрывались перед глазами ве­ личие и значимость совершающегося на Волге, на Дону, Днепре и в песках Кара- Кумов. Вместе с тем в самих выступав­ ших с трибуны конференции делегатах — знатных людях сталинских строек, с не­ необыкновенной ясностью и глубиной раскрывался духовный мир и облик строителей величайших сооружений века... Когда на трибуну вышел молодой, бе­ локурый и загорелый человек в светло­ сером костюме и голубой рубашке, как радостно было узнать в нём одного из встреченных недавно там, в донской сте­ пи, строителей — экскаваторщика Евге­ ния Симака, управляющего огромной и чудесной машиной... — Два месяца назад мы заставили ба­ тюшку Дон течь по новому руслу, через бетонные ворота построенной нами Цим­ лянской плотины, — начал свой рассказ Евгений Симак... Когда произнёс делегат строителей Цимлянского гидроузла первые слова своей речи, в памяти возникли картины, виденные в донской степи, на берегах старого Дона... ...От Азовского моря до Сталинграда пролегла через степные просторы линия гигантского строительного фронта и от ростовских пригородов начинается широ­ кий строительный пейзаж. Миллионы ку­ бометров вынутой желто-песчаной земли образуют на донских равнинах горные хребты, уходящие за горизонт, раство­ ряющиеся в голубоватой степной дымке. Эти, возникшие совсем недавно, горные гряды указывают направление главной магистрали Донского оросительного ка­ нала и его многокилометровых ответ­ влений. К будущему Цимлянскому морю через засушливые, безжизненные степи пролегает на сотни километров это ши­ рокое и прямое, пока ещё сухое русло новой реки, которая примет в себя дон­ ские воды и оживит испепелённую сухо­ веями донскую землю. Гул и грохот машинного труда, веду­ щего наступление на природу на огром­ ном пространстве, перекатывается по донским степям. Куда ни глянешь — вздымаются в небо ажурные стрелы экскаваторов, копровых и портальных кранов; могучие бульдозеры и скреперы буровят своими бивнями и лемехами холмы взрыхленной земли; деловито рокочут десятки мощных гусеничных тракторов, передвигая многотонные тя­ жести; сотни автомашин самых разнооб­ разных форм и марок снуют по степи во всех направлениях... На водоразделе Дона и реки Сал ма­ гистральный оросительный канал уходит с поверхности под землю —- в торнель. Этот подземный путь будущей реке соз­ дают метростроевцы. Здесь, неподалёку от возникшего не­ давно в Сальской степи строительного го­ родка Восход, видел я впервые чудо-ма­ шину, перед которой сразу померкли поражавшие в юности создания изобрета­ тельной фантазии Уэльса и Жюль Вер­ на... Наклонив над землёю исполинскую мачту, похожую на ствол дальнобойного морского орудия, по степи медленно пе­ редвигался огромный стальной корабль. Это и был легендарный ЭШ -65 /14 , ша­ гающий гигант-экскаватор — детище сме­ лой советской конструкторской мысли и отечественного машиностроения... Богатырь-землекоп прокладывал русло магистрального канала. Своею шестиде­ сятипятиметровой мачтой-рукою, повора­ чивающейся в небе то в одну, то в дру­ гую сторону, он каждый раз брал из земной тверди многотонную горсть—ва­ гон взрыхленного грунта и возносил -её над холмами уже вынутой земли. По обоим бортам корабля вздымаются -горы, тянущиеся вдоль русла будущей реки- канала, неподалёку отсюда уходящего в земную глубь. Ежедневно вынимая до 12 тысяч ку­ бометров земли — десятки железнодо­ рожных составов, эта чудо-машина, мед­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2