Сибирские огни, 1952, № 2
листы не грозят нам войной. Угроз ва ших, господа империалисты, мы не бо имся... Если надо будет, мы и на этот раз сумеем постоять за нашу Родину... Это я говорю от всех строителей нашей гидростанции и от всех трудящихся лю дей Урала, которые послали меня сюда, на конференцию сторонников мира... Тут уже весь президиум поднялся, весь зал горячими долгими аплодисмен тами присоединился к словам оратора. А мысль старого строителя снова обра тилась к тому, чем живёт он сам — про стой советский труженик, чем полны и все советские люди,— к нашим мирным заботам, к нашим большим делам, на правленным в великое Завтра. Будто беседуя со своей бригадой, в кругу своих товарищей-строителей, Фёдор Петрович закончил свою речь поучительно и за душевно: — Нам нужно теперь особенно стара тельно работать, дорогие мои товарищи, сырьё экономить надо, каждый гвоздь беречь. По капельке, говорят, — море, по зёрнышку — ворох. Чем лучше мы будем работать, тем скорее коммунизм построим, добьёмся навсегда мирной жизни на всей земле... 2 Незадолго до Всесоюзной конферен ции сторонников мира мне посчастливи лось побывать на одной из великих стро ек. В Колонный зал я пришёл перепол ненный волнением и впечатлениями не давно виденного и перечувствованного там — на грандиозном строительном плацдарме. Поэтому каждое звучавшее с трибуны конференции слово о великих стройках воспринималось особенно глу боко и волнующе. С новой силой и яс ностью раскрывались перед глазами ве личие и значимость совершающегося на Волге, на Дону, Днепре и в песках Кара- Кумов. Вместе с тем в самих выступав ших с трибуны конференции делегатах — знатных людях сталинских строек, с не необыкновенной ясностью и глубиной раскрывался духовный мир и облик строителей величайших сооружений века... Когда на трибуну вышел молодой, бе локурый и загорелый человек в светло сером костюме и голубой рубашке, как радостно было узнать в нём одного из встреченных недавно там, в донской сте пи, строителей — экскаваторщика Евге ния Симака, управляющего огромной и чудесной машиной... — Два месяца назад мы заставили ба тюшку Дон течь по новому руслу, через бетонные ворота построенной нами Цим лянской плотины, — начал свой рассказ Евгений Симак... Когда произнёс делегат строителей Цимлянского гидроузла первые слова своей речи, в памяти возникли картины, виденные в донской степи, на берегах старого Дона... ...От Азовского моря до Сталинграда пролегла через степные просторы линия гигантского строительного фронта и от ростовских пригородов начинается широ кий строительный пейзаж. Миллионы ку бометров вынутой желто-песчаной земли образуют на донских равнинах горные хребты, уходящие за горизонт, раство ряющиеся в голубоватой степной дымке. Эти, возникшие совсем недавно, горные гряды указывают направление главной магистрали Донского оросительного ка нала и его многокилометровых ответ влений. К будущему Цимлянскому морю через засушливые, безжизненные степи пролегает на сотни километров это ши рокое и прямое, пока ещё сухое русло новой реки, которая примет в себя дон ские воды и оживит испепелённую сухо веями донскую землю. Гул и грохот машинного труда, веду щего наступление на природу на огром ном пространстве, перекатывается по донским степям. Куда ни глянешь — вздымаются в небо ажурные стрелы экскаваторов, копровых и портальных кранов; могучие бульдозеры и скреперы буровят своими бивнями и лемехами холмы взрыхленной земли; деловито рокочут десятки мощных гусеничных тракторов, передвигая многотонные тя жести; сотни автомашин самых разнооб разных форм и марок снуют по степи во всех направлениях... На водоразделе Дона и реки Сал ма гистральный оросительный канал уходит с поверхности под землю —- в торнель. Этот подземный путь будущей реке соз дают метростроевцы. Здесь, неподалёку от возникшего не давно в Сальской степи строительного го родка Восход, видел я впервые чудо-ма шину, перед которой сразу померкли поражавшие в юности создания изобрета тельной фантазии Уэльса и Жюль Вер на... Наклонив над землёю исполинскую мачту, похожую на ствол дальнобойного морского орудия, по степи медленно пе редвигался огромный стальной корабль. Это и был легендарный ЭШ -65 /14 , ша гающий гигант-экскаватор — детище сме лой советской конструкторской мысли и отечественного машиностроения... Богатырь-землекоп прокладывал русло магистрального канала. Своею шестиде сятипятиметровой мачтой-рукою, повора чивающейся в небе то в одну, то в дру гую сторону, он каждый раз брал из земной тверди многотонную горсть—ва гон взрыхленного грунта и возносил -её над холмами уже вынутой земли. По обоим бортам корабля вздымаются -горы, тянущиеся вдоль русла будущей реки- канала, неподалёку отсюда уходящего в земную глубь. Ежедневно вынимая до 12 тысяч ку бометров земли — десятки железнодо рожных составов, эта чудо-машина, мед
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2