Сибирские огни, 1952, № 1
Второй рассказ — «Хорошее знаком ство» стоит куда ближе к жизни, он и написан много живее, без длиннот, в нём немало простых и верных наблюде ний. Вместе с кондукторшей Верой мы понимаем, что шофёр должен любить свою работу или бросить её, верим, что отличный водитель Чекалов и за пущенный автобус превратит в отлич ную машину, на которой приятно будет ездить советским людям. Н. Павлов — бесспорно способный прозаик, но он явно недостаточно рабо тает над языком своих произведений. Можно ли допускать, чтобы в первых абзацах рядом стоящих рассказов одного автора одинаково «спускался вечер» , тем более, что подобное выражение от носится к давно затёртым, изъятым из употребления штампам? Можно ли в одном абзаце допускать столь неоправданное смешение времён: «С п у с к а л с я вечер, в пустом авто бусе ц а р и т полутьма. Крупные ред кие снежинки к р у ж а т с я в свете фар. Проезжая перекрёстки улиц, шо фёр д а в а л длинные, надрывные гудки» . К сожалению, не один Н. Павлов гре шит невниманием к языку. Слишком охотно пользуется штампами Конст. Ра- стегаев. Заливистый голос, песня, звенящая, как жаворонок, золотистые просторы хлебов, немудрый солдатский скарб — как досаждают читателю эти, давно примелькавшиеся обороты! « .. .р уб ец шрама на левой щеке» — говорится в рассказе «Последний гек тар» . Но ведь шрам это и есть рубец. А. Демченко прибегает иногда к псевдокрасивым напыщенным фразам (« . ..пол оги е склоны были объяты пожа ром цветущего разнотравья»), к необос нованным инверсиям, которые только портят его простой, ясный, выразитель ный язык. Здесь нам хотелось бы предъявить не которые претензии составителям сбор ника. Ведь книга «Тебе, Родина» является как бы неким творческим рапортом ал тайских литераторов стране — недаром она и носит несколько, на наш взгляд, громкое название. Естественно, что тема колхозного тру да должна быть одною из ведущих тем. в творчестве алтайских писателей. Н- разве Алтай не является также и краем мощного машиностроения? Разве не сла вится продукция алтайских заводов да леко за пределами края? Почему ж е тема рабочего класса оказалась обойдён ной в рецензируемом литературно-худо жественном сборнике? Мы далеки от мысли советовать к а ж д о м у писателю непременно ра ботать над этой темой, однако важность её настолько очевидна, что издательство, планируя сборник, думается, должно было позаботиться о том, чтобы Алтай индустриальный тоже нашёл своё отра жение в произведениях алтайских писа телей. Евг. ЛЕВАКОВСКАЯ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2