Сибирские огни, 1952, № 1

Второй рассказ — «Хорошее знаком­ ство» стоит куда ближе к жизни, он и написан много живее, без длиннот, в нём немало простых и верных наблюде­ ний. Вместе с кондукторшей Верой мы понимаем, что шофёр должен любить свою работу или бросить её, верим, что отличный водитель Чекалов и за­ пущенный автобус превратит в отлич­ ную машину, на которой приятно будет ездить советским людям. Н. Павлов — бесспорно способный прозаик, но он явно недостаточно рабо тает над языком своих произведений. Можно ли допускать, чтобы в первых абзацах рядом стоящих рассказов одного автора одинаково «спускался вечер» , тем более, что подобное выражение от­ носится к давно затёртым, изъятым из употребления штампам? Можно ли в одном абзаце допускать столь неоправданное смешение времён: «С п у с к а л с я вечер, в пустом авто­ бусе ц а р и т полутьма. Крупные ред­ кие снежинки к р у ж а т с я в свете фар. Проезжая перекрёстки улиц, шо­ фёр д а в а л длинные, надрывные гудки» . К сожалению, не один Н. Павлов гре­ шит невниманием к языку. Слишком охотно пользуется штампами Конст. Ра- стегаев. Заливистый голос, песня, звенящая, как жаворонок, золотистые просторы хлебов, немудрый солдатский скарб — как досаждают читателю эти, давно примелькавшиеся обороты! « .. .р уб ец шрама на левой щеке» — говорится в рассказе «Последний гек­ тар» . Но ведь шрам это и есть рубец. А. Демченко прибегает иногда к псевдокрасивым напыщенным фразам (« . ..пол оги е склоны были объяты пожа­ ром цветущего разнотравья»), к необос­ нованным инверсиям, которые только портят его простой, ясный, выразитель­ ный язык. Здесь нам хотелось бы предъявить не­ которые претензии составителям сбор­ ника. Ведь книга «Тебе, Родина» является как бы неким творческим рапортом ал­ тайских литераторов стране — недаром она и носит несколько, на наш взгляд, громкое название. Естественно, что тема колхозного тру­ да должна быть одною из ведущих тем. в творчестве алтайских писателей. Н- разве Алтай не является также и краем мощного машиностроения? Разве не сла­ вится продукция алтайских заводов да ­ леко за пределами края? Почему ж е тема рабочего класса оказалась обойдён­ ной в рецензируемом литературно-худо­ жественном сборнике? Мы далеки от мысли советовать к а ж д о м у писателю непременно ра­ ботать над этой темой, однако важность её настолько очевидна, что издательство, планируя сборник, думается, должно было позаботиться о том, чтобы Алтай индустриальный тоже нашёл своё отра­ жение в произведениях алтайских писа­ телей. Евг. ЛЕВАКОВСКАЯ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2