Сибирские огни, 1952, № 1
д а девушки, написаны легко, без всякого нажима. И те и другие свидетельствуют о вкусе автора. А. Демченко обладает мягким, тон ким юмором — качеством, чрезвычайно обогащающим палитру художника. Рас сказ «Шаргайта» разнообразен по зву чанию. Читатель не сможет без волне ния прочесть о том, как жертвует чабан Барлай своим любимым конём, и не мо ж ет не улыбнуться многим комичным моментам, вкрапленным в это повест вование. И всё же над рассказом этим следо вало бы ещё поработать. Хорошо пока зывая мысли и поступки своих героев, автор совершенно лишил их внешней характеристики. Как выглядят Майя, Мурат, Салаш? Об этом не сказано ни слова, и читатель я е в и д и т людей, з а судьбами которых он следит с инте ресом. Это, разумеется, недостаток рас сказа . Н е может удовлетворить нас и фигу ра председателя колхоза Ешева. Автор наградил Ешева некоторыми отрица тельными чертами, но беда, конечно, не в этом. Могут встретиться и скупова тые недальновидные председатели, хотя надо признать, что не они типичны для нашего времени, что типичным положе нием является всё-таки положение — в передовом колхозе и председатель пе редовой. Неудача образа Ешева в том, что ни Ешев, ни скверные качества его, о которых нам счёл нужным сообщить автор, в рассказе сейчас не нужны. И образ этот оказался недоработанным. Мешают ли читательскому восприя тию эти и им подобные, мелкие, казалось бы, недоделки? Да, мешают. Чем инте реснее произведение, тем обиднее ви деть в нём огрехи, препятствующие ему стать хорошим, может быть отличным. С двумя рассказами выступил в сбор нике Николай Павлов, автор интересной повести «Горячее лето» . Первый, довольно значительный по объёму, рассказ «Большая • межа» по свящён важной большой теме укрупне ния колхозов. Однако основная сюжет ная линия, положенная автором в осно ву рассказа, представляется нам весьма спорной. Михаил Зубков, хороший председа тель мощного колхоза «У сп ех» , и девуш ка Валя из соседнего колхоза любят друг друга, должны пожениться. Многие колхозники и Валя в том числе хотят объединения колхозов, но Зубков на строен против и на собрании воздержи вается от голосования. После собрания его, как опытного руководителя, остав ляют всё же в руководстве вновь создан ного укрупнённого хозяйства, и он вско ре осознаёт свою ошибку. Образ Михаила Зубкова очень непло хо написан автором. Он хорошо виден читателю — этот умный, заслуженный. волевой человек, в какую-то минуту не допонявший. вернее не успевший свое временно осознать необходимость такого акта, как объединение трёх близлежа щих хозяйств. Сомнение вызывает образ Вали, вер нее, её отношение к Зубкову и поведе ние её с ним. Ведь, в сущности, Валя свадьбу свою с любящим её Зубковым ставит в п р я м у ю зависимость от его согласия на объединение колхозов. Спору нет, личное и общественное дав но неразделимы в нашей жизни и в ли тературе, но всё ж е нам кажется, что за правильное понимание линии партии и правительства вознаграждать героя... любимой девушкой вряд ли уместно. Неправильным нам кажется отноше ние Вали к Зубкову ещё и вот почему. Ведь, в сущности, недопонимая до из вестного момента необходимости объеди нения, Зубков совершает ошибку, но никак не преступление. Избранный на руководящую должность в уже объеди нённом колхозе, ещ ё н е избавившись от чувства горькой досады, он всё ж е ра ботает совершенно честно. Почему же любимая и, если верить автору, любя щая девушка обращается с ним так, словно он не ошибку, а именно преступ ление совершил? В самый тяжёлый для него день, на кануне собрания, когда Зубков уж е ви дит, что остаётся одинок в своём мне нии, что колхозники осуждают его, ког да ему очень тяжело и он прямо гово рит об этом Вале, почему даже в эту минуту она не может найти для него тёплых ободряющих слов? Или эта д е вушка считает, что любить можно только людей, никогда ни в чём не ошибаю щихся? А разве не долг любящего чело века помочь любимому в преодолении его ошибок, разве можно отвернуться от человека при первом его ошибочном (но отнюдь не преступном, не злоумышлен ном) шаге? Наверно, в жизни всё было бы не так. Нам кажется, что героиня сама иногда протестует против роли довольно- таки сухого, однообразно выговариваю щего обвинителя, навязанной ей авто ром. Когда, на последней уж е странице. Зубков, всё понявший, раскаявшийся, приходит к своей любимой с просьбой о прощении, она даже в этот момент говорит ему «просто и строго»: «У на рода заслужи доверие и прощение». А ведь в это время, по словам того ж е автора, девушка едва овладела со бой. Ей «хотелось крикнуть: — Я верила в тебя! Я люблю тебя, милый!». Вот и надо было ей крикнуть именно эти слова! И крикнуть их, быть может, задолго до последней страницы. Кто знает, может быть этим она гораздо ско рее помогла бы Михаилу одолеть его пустые сомнения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2