Сибирские огни, 1952, № 1
Р а с с к а зы о б А л т а е Литературно-художественный сборник «Тебе, Родина» , выпущенный Алтай ским краевым издательством, знако мит читателя с произведениями молодых алтайских прозаиков и поэтов. Весьма отрадно, что в этой книге отсутствуют «главы из повести» (не известной ещё ни издательству, ни читателю, а подчас не завершённой и самим автором), «эски зы» , «зарисовки» — словом, те полузаконченные вещи, которые не по падают уже в журналы, однако, к сожа лению, встречаются ещё на страницах иных альманахов. Сборник состоит из рассказов, боль шая часть которых даёт возможность серьёзно говорить о замысле и возмож ностях автора. Прозаический раздел сборника от крывается рассказами Конст. Растегае- ва «Последний гектар» и «Песня» , причём маленький рассказ «Последний гектар» бесспорно можно признать большой удачей автора. Председатель колхоза, пожилой, опытный руководитель, бывший фронто вик, провожает двух молодых колхозни ков в город, в школу руководящих кол хозных кадров. Председатель стоит у окна, глядя, как молодые люди тороп ливо укладывают на телегу вещи. Один из них — лучший табунщик колхоза Мо- кус — заботливо подмащивает солому под деревянный сундучок, чтоб «доро гой не оббилась его красивая яркожёл тая краска». «Бережлив, молодец!» — думает пред седатель. А второй, Василий? А Васи лий ещё горяч не в меру, — отмечает он. И вот, когда всё готово, председатель узнаёт, что Василий, спеша на курсы, вспахал, что полагалось, да неладно. Часть зяби пришлось забраковать... Бригадир уговаривает председателя отпустить парня — работы-то немного, часов на пять, утром кто-нибудь вспа шет. Однако председатель приказывает оставить именно Василия перепахать этот последний гектар, ибо не только в гектаре тут дело. Д ело в том, что сам Василий «сознанием ещё не вышел». Какой же он будет руководящий работ ник, если сам н е научился ещё на деле по-хозяйски смотреть и работает спустя рукава? Разве можно такого —■на курсы? Тайком от председателя и Мокус остаётся, чтобы помочь товарищу упра виться с злополучным гектаром. К утру запрягают лучшего коня кол хоза , чтобы доставить друзей в город к сроку. Прощаясь с Василием, предсе датель поясняет ему, что не в гневе и вспыльчивости задержал его на ночь. « .. .П о сл е курсов ты будешь бригади ром, председателем колхоза. От тебя будет зависеть благополучие сотен лю дей, всего колхоза, благополучие наро да, если хочешь. Руководитель должен быть прямым и твёрдым человеком, сам должен честно трудиться и другим по блажки не давать. Верно я говорю? — Верно, отец, — дрогнувшим голо сом сказал Василий». Есть в этом рассказе и краткость из ложения, и неожиданная концовка; но одна форма, несмотря на высокое каче ство её, не могла бы подкупить читате ля. В рассказе этом радуют умело под меченные черты нового в нашем колхоз ном быту, в самой психологии людей, ра дует бодрость, устремлённость в буду щее, которая, кстати, свойственна поч ти всем, известным нам рассказам К. Растегаева. Рассказ «Песня» значительно менее удачен. Большую, важную, неоднократ но разрабатывавшуюся нашей литерату рой тему возвращения фронтовика к мирному труду автор попытался втис нуть в рамки весьма искусственно по строенного нежизненного любовного сюжета. Тема любви могла присутство вать в этом рассказе, однако в чрезвы чайно смягчённом — по сравнению с авторской трактовкой её —- виде. Не лю бовь, а лишь возможность зарождения этого чувства у Николая и Зины дол жен был показать автор. И концовка рассказа, когда молодая девушка ночью одна уводит гулять с нею на реку Ни колая, которого видит впервые в жизни, вызывает у читателя законное недоуме ние. Но и в этом, неудачно построенном рассказе мы видим уменье несколькими точными штрихами нарисовать челове ка. Встреча с председателем колхоза, работа Николая на молотьбе, эпизодиче ская фигура старика попутчика, много деталей, показывающих перемену в са мочувствии Николая, — всё это запоми нается и говорит о том, что если К. Ра- стегаев будет работать над собой, мы вправе ожидать от него хороших, нуж ных произведений. Большой интерес представляет рассказ Александра Демченко «Шаргайта». Ав тору удалось познакомить нас с живы ми людьми — старыми чабанами-алтай- цами, их детьми — зоотехником Майей и Муратом, молодыми, любящими друг друга. Очень просто, без погони за лож ной экзотикой автор рассказывает о не лёгком, подчас героическом труде кол- хозников-чабанов, о выведении новой породы овец. Сцены борьбы чабанов с волчьей стаей полны подлинного драма тизма, короткие же диалоги Майи и Му рата, где за обыденными фразами видна и любовь их и несколько ревнивая тре вога молодого человека по поводу отъез
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2