Сибирские огни, 1952, № 1

Р а с с к а зы о б А л т а е Литературно-художественный сборник «Тебе, Родина» , выпущенный Алтай­ ским краевым издательством, знако­ мит читателя с произведениями молодых алтайских прозаиков и поэтов. Весьма отрадно, что в этой книге отсутствуют «главы из повести» (не известной ещё ни издательству, ни читателю, а подчас не завершённой и самим автором), «эски зы» , «зарисовки» — словом, те полузаконченные вещи, которые не по­ падают уже в журналы, однако, к сожа­ лению, встречаются ещё на страницах иных альманахов. Сборник состоит из рассказов, боль­ шая часть которых даёт возможность серьёзно говорить о замысле и возмож­ ностях автора. Прозаический раздел сборника от­ крывается рассказами Конст. Растегае- ва «Последний гектар» и «Песня» , причём маленький рассказ «Последний гектар» бесспорно можно признать большой удачей автора. Председатель колхоза, пожилой, опытный руководитель, бывший фронто­ вик, провожает двух молодых колхозни­ ков в город, в школу руководящих кол­ хозных кадров. Председатель стоит у окна, глядя, как молодые люди тороп­ ливо укладывают на телегу вещи. Один из них — лучший табунщик колхоза Мо- кус — заботливо подмащивает солому под деревянный сундучок, чтоб «доро­ гой не оббилась его красивая яркожёл­ тая краска». «Бережлив, молодец!» — думает пред­ седатель. А второй, Василий? А Васи лий ещё горяч не в меру, — отмечает он. И вот, когда всё готово, председатель узнаёт, что Василий, спеша на курсы, вспахал, что полагалось, да неладно. Часть зяби пришлось забраковать... Бригадир уговаривает председателя отпустить парня — работы-то немного, часов на пять, утром кто-нибудь вспа­ шет. Однако председатель приказывает оставить именно Василия перепахать этот последний гектар, ибо не только в гектаре тут дело. Д ело в том, что сам Василий «сознанием ещё не вышел». Какой же он будет руководящий работ­ ник, если сам н е научился ещё на деле по-хозяйски смотреть и работает спустя рукава? Разве можно такого —■на курсы? Тайком от председателя и Мокус остаётся, чтобы помочь товарищу упра­ виться с злополучным гектаром. К утру запрягают лучшего коня кол­ хоза , чтобы доставить друзей в город к сроку. Прощаясь с Василием, предсе­ датель поясняет ему, что не в гневе и вспыльчивости задержал его на ночь. « .. .П о сл е курсов ты будешь бригади­ ром, председателем колхоза. От тебя будет зависеть благополучие сотен лю­ дей, всего колхоза, благополучие наро­ да, если хочешь. Руководитель должен быть прямым и твёрдым человеком, сам должен честно трудиться и другим по­ блажки не давать. Верно я говорю? — Верно, отец, — дрогнувшим голо­ сом сказал Василий». Есть в этом рассказе и краткость из­ ложения, и неожиданная концовка; но одна форма, несмотря на высокое каче­ ство её, не могла бы подкупить читате ля. В рассказе этом радуют умело под­ меченные черты нового в нашем колхоз­ ном быту, в самой психологии людей, ра­ дует бодрость, устремлённость в буду­ щее, которая, кстати, свойственна поч­ ти всем, известным нам рассказам К. Растегаева. Рассказ «Песня» значительно менее удачен. Большую, важную, неоднократ­ но разрабатывавшуюся нашей литерату­ рой тему возвращения фронтовика к мирному труду автор попытался втис­ нуть в рамки весьма искусственно по­ строенного нежизненного любовного сюжета. Тема любви могла присутство­ вать в этом рассказе, однако в чрезвы­ чайно смягчённом — по сравнению с авторской трактовкой её —- виде. Не лю­ бовь, а лишь возможность зарождения этого чувства у Николая и Зины дол­ жен был показать автор. И концовка рассказа, когда молодая девушка ночью одна уводит гулять с нею на реку Ни­ колая, которого видит впервые в жизни, вызывает у читателя законное недоуме­ ние. Но и в этом, неудачно построенном рассказе мы видим уменье несколькими точными штрихами нарисовать челове­ ка. Встреча с председателем колхоза, работа Николая на молотьбе, эпизодиче­ ская фигура старика попутчика, много деталей, показывающих перемену в са­ мочувствии Николая, — всё это запоми­ нается и говорит о том, что если К. Ра- стегаев будет работать над собой, мы вправе ожидать от него хороших, нуж­ ных произведений. Большой интерес представляет рассказ Александра Демченко «Шаргайта». Ав­ тору удалось познакомить нас с живы­ ми людьми — старыми чабанами-алтай- цами, их детьми — зоотехником Майей и Муратом, молодыми, любящими друг друга. Очень просто, без погони за лож ­ ной экзотикой автор рассказывает о не­ лёгком, подчас героическом труде кол- хозников-чабанов, о выведении новой породы овец. Сцены борьбы чабанов с волчьей стаей полны подлинного драма­ тизма, короткие же диалоги Майи и Му­ рата, где за обыденными фразами видна и любовь их и несколько ревнивая тре­ вога молодого человека по поводу отъез­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2