Сибирские огни, 1952, № 1
необозримых просторов Сибири и посвя тил свою книгу «Путешествие в Китай» Г. Кунгуров. Книга Г. Кунгурова невелика по объ ёму и не претендует на широкий и все сторонний охват событий в Сибири XVII века. Она рассказывает, главным обра зом, о двух знаменательных для России фактах — о том, как смелые русские зем лепроходцы достигли берегов Амура и как русское посольство, возглавляемое Николаем Спафарием, впервые устано вило дипломатические отношения с Ки тайским государством. По очень скупым сведениям автор вос становил картину того, как героически осваивали русские люди амурскую зем лю. Книга в целом даёт верное представ ление о людях того времени и их делах. Народ — беглые крепостные и воль ные казаки — проник в глубь Сибири и освоил её пространства, потом и кровью полил он каждый рубеж своей земли — такова главная мысль произве дения, раскрытая на таких образах, как Ярофей Сабуров, Степанида, Афанасий Байдаков, Иван Бояркин. Центральной и самой выразительной фигурой романа является Ярофей Сабу ров, в котором автор, по собственному утверждению, объединил черты Хабаро ва, Пояркова и других отважных рус ских землепроходцев. «Нравом мужик крутой, храбр, умом не глуп ... Объят страстью новые нехоженные земли оты скивать. Смолоду в походах, и не столь к грабёжному делу склонен, сколь из любопытства непомерного и жажды рат ных подвигов, домогается новые земли повоёвывать, пути открыть в тёплые страны» . Преодолевая сопротивление воевод, нередко тупых и ограниченных, шёл Са буров в отдалённые, неизведанные зем ли, открывая, завоёвывая их, и закреп лялся, выставляя крепостцы, остроги, крепости, создавая вокруг них городки, и защищая всё это до последней капли крови. Эта самоотверженность, эта истин но патриотическая защита необходимых стране окраинных богатых земель в выс шей степени характерна для Ярофея и для нас сегодня особенно привлекатель на в нём. Русские простые люди несли в Си бирь и на Дальний Восток свою более высокую хозяйственную культуру. «Истинными завоевателями Сибири, —• пишет историк В. Шерстобоев, — были не казаки и воеводы, а пашенные кре стьяне. .. крестьянство ' оказалось глав ным фактором превращения Сибири в русский край ...» («Илимская пашня». Иркутск, 1 9 4 9 год, стр. 4). Подчёркивание этого факта, верное, выразительное воспроизведение его в романе — заслуга писателя. В этом от ношении удачен эпизодический образ казака Зазнамова. «Господи, — вздыхает Зазнамов, — земли-то, земли ... Плачет она, сирота, без хозяина ... Рыщут тунгусы по лесам да трущобам, зверя гоняют, а земля-то, как вдовица забытая, стонет, скучает: хлебец добрый способна родить». И не раз вспомнит потом автор храб рых воинов и «радивых землеробов» братьев Зазнамовых, вызывая чувство уважения к русскому труженику. Раскрывая трудовой и воинский под виг русского народа, писатель не пока зывает, однако, всей глубины классовых противоречий того времени. Ни словом не упоминает он о крупнейшем событии XVII века — восстании Степана Разина и влиянии народных возмущений на ход развития окраин огромной страны, хо зяйственно в достаточной степени ещё не освоенных. Глухо и туманно говорит писатель и о расслоении «вольного ка зачества», когда оно оседало на землю, обживалось, крепло на новом месте. Есть в романе некоторый налёт идеализации истории. Несмотря на то, что в романе описы ваются некоторые исторические факты, имевшие место в Москве в XVII веке, в нём чувствуется отрыв изображаемых событий в Сибири от народной жизни в России в целом. Хорошо делает автор, когда он правдиво изображает и варвар ские действия правительства и произвол невежд-воевод, чувствовавших себя пол новластными удельными князьками, тво рившими суд и расправу. В этом отноше нии несчастья, обрушившиеся на посла в Китай Спафария и его помощника Ло пухова, звучат убедительно. И всё-таки Спафарий в изображении Г. Кунгурова не вызывает большого доверия. Он не сколько идеализирован автором. Образ его книжен, бесплотен, анемичен, хотя, по уверению писателя, это был самый стойкий, смелый и энергичный посланник земли русской в Китай. В России, когда он выполнил свою нелёгкую миссию, на него посыпались беды — доносы, грабе жи, пытки. Чем это объяснить? Г. Кунгуров пи шет: клеветою. «Спафарий не узнал Москву, горько досадовал на свою судьбу. Царь Алек сей Михайлович умер. Боярина Морозо ва — помощника и любимца царя — при дворные завистники очернили, опозори ли. Они оклеветали его» (стр. 2 6 4 ) . Вот и всё обоснование изменений, проис шедших сразу после смерти царя и устранения от государственных дел пе редового человека своего времени Моро зова. «Междоусобица и плутай вокруг пре стола затмили все государственные дела- А тем временем Никифор Венюков на строчил доносный лист царю на Спафа рия. Вдобавок к доносу, поданному се- ленгинскому воеводе, Никифор Венюков возвёл на него клевету, обвинив его в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2