Сибирские огни, 1952, № 1
воз мёду своему хозяину и думал, что пасека, пчёлы и впредь его прокормят. Но жизнь развивалась иначе, и он стал жертвой своей доверчивости, неразбор чивой доброты, наивности. Активнее, энергичнее относится к судьбе тайги дед Фишка — один из са мых удачных образов романа. Он любит тайгу, знает её, не видит смысла жизни без тайги и поэтому борется за неё, стре мясь сохранить её и для себя и для лю дей. Но как? В начале романа — один, дед Фишка выслеживает тех, кто пося гает на его тайгу, он мешает произво дить в ней работы, мстит за попытку за хватить её: сжигает усадьбу Зимовского. Временно он одерживает победу. Но мо жет ли такая борьба в одиночку надолго остановить его противников? Конечно, нет. Сын Захара Матвей Строгов, вернув шись домой из армии, иначе решает во прос о тайге. Ещё в юности проявились в нём чер ты смелого, волевого, цельного челове ка. Как и его дед , он самозабвенно лю бил тайгу, жил ею, стремился лучше узнать её. Его восхищали её просторы, её тайны, е ё богатства. Любознательный и пытливый, Матвей внимательно изуча ет природу, много читает. И для него по терять тайгу — потерять радость и сча стье жизни. Тем не менее после армии его уж е не тянет на промысел так не преодолимо, как деда Фишку. Он понял: «победа» Фишки призрачна, надо при нимать какие-то более действенные, ре шительные меры. Собственные наблюде ния и жизненный опыт, общение с Б е ляевым, подполыциком-революционером, подсказывают тот единственно правиль ный выход: идти к людям, разъяснить им смысл борьбы за тайгу, организовать их на коллективные выступления. Насилия местных властей, бесчело вечная эксплуатация бедноты кулаками, безысходное горе многих и многих лю дей в России, книги и слово ленинской правды большевика Беляева подсказали Матвею большие, важные и радостные мысли: «Богатство может быть только народным, общим. Если богаты не все, а только одиночки — значит, эти одиноч ки ловкие воры, они обкрадывают на род и живут его кровью и потом... Если счастливы одиночки, — значит, есть ка кой-то в жизни обман». Правда, вначале ему кажется, что, во оружив народ, он сможет немедленно отстоять тайгу, но затем вместе с другом большевиком Топилкиным он изыскива ет другие, более эффективные способы и методы борьбы: агитация за отказ от работы у кулаков на шишковании, вы ставление на дорогах к тайге пикетов, общественная охрана кедровника. Успех дела сближает, объединяет крестьян, во оружает их верой в возможность достиг нуть победы объединёнными усилиями, вызывает доверие к руководителю Стро- гову. Писатель удачно показал, что именно1 эти совместные выступления крестьян против своих же деревенских богатеев закалили их волю, воспитали их харак теры, повысили классовое сознание, подготовили их к активному участию в революционных событиях 1 9 1 7 года. А Матвей Строгов вполне закономерно стал одним из руководителей партизан ского движения в Сибири, а затем пер вым председателем совдепа на селе. Не менее характерной и типичной фи гурой романа является Анна Строгова, жена Матвея. Она вышла из богатой семьи Юткиных, злейших эксплуататоров волчьенорских бедняков. В том, что одни бедны, другие богаты, Анна не ви дела ничего предосудительного, считая богатство лишь следствием неустанно го труда и предприимчивости. Очень долго она мечтала о своём большом, явно кулацком хозяйстве и страдала оттого, что Матвей оставался равнодушным к её честолюбивым планам расширения посев ной площади, постройки мельницы, най ма работников, как только представится возможность. Влияние Матвея, человека безупреч ной чистоты и честности в его отноше ниях к людям, неуклонный рост нище ты в деревне, которую Анна не могла не заметить, так как сама испытывала нужду, всеобщая ненависть к её отцу и другим кулакам-мироедам, их самодур ство и ничем не сдерживаемый произ вол властей заставляли её колебаться, раздумывать, как ей жить дальше. «Давно уж е чувствовала она в душе смятение, нарастающую тревогу. Видя, как день за днём происходит крушение её надежд, как все мечты её становятся несбыточней и несбыточней, она напря жённо стала спрашивать себя , как ей жить дальше, во что верить, к чему стре миться. Жить ради того, чтобы только жить, она не могла». Так назревал и совершался перелом в сознании Анны, тот перелом, который был особенно характерен, типичен для большинства крестьян-середняков в до революционное время, в годы первой ми ровой войны. На войне в городе нажи вался фабрикант и заводчик, в деревне — кулак. Его доходы быстро и непомерно росли за счёт разоряющихся середняц ких хозяйств, а семьи бедняков оказыва лись в вечной кабальной зависимости. Эти мерзости деревенской жизни в ус ловиях капитализма с особенной силой рисует Г. Марков, подчёркивая неиз бежность революционного взрыва. На многочисленных жизненных уроках лучшие люди города и деревни — рабо чие и бедняки — убедились, что осуще ствить свою мечту о всенародном сча стье возможно только сообща, коллек тивно, организованно. Это убеждение и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2