Сибирские огни, 1952, № 1
не может примирить его облик отзывчи вого, весёлого, доброго человека с тем «преступлением», которое привело его на каторгу. Роман не может не отметить, что казаки Забайкалья — потомки уча стников пугачёвского восстания, как не может пройти мимо справедливых требо ваний фронтовиков, мимо низостей, со вершаемых именитыми казаками Мунга- ловского. Так, постепенно, а потом стре мительнее совершается перелом в его сознании. Решив добровольно вступить в ряды Красной Армии, Роман Улыбин перестаёт оглядываться на родных, на старших и действует, как подсказывают ему его разум, его совесть и честь. Встреча с дядей-коммунистом в сфор мированных Лазо частях Красной Ар мии завершает политическое созревание Романа: он становится сознательным, убеждённым защитником Советов. «Смотри, паря, не ошибись, — гово рит Роману отец Северьян Улыбин. — По-моему, зря ты с большевиками свя зался. Выведут их всех под корень, куда денешься? — Не выведут,- Только в Сибири со ветской власти нет, а в России она стоит и стоять будет. — А какая тебе нужда в этой власти? Казакам она, кажется, недюже выгодна. — А ты знаешь, сколько в России ка заков? — Кто ж его знает. Не мало, конеч но. А в точности, не знаю. — Шесть миллионов. А всего народу в России сто семьдесят миллионов. И сто пятьдесят из них — за советскую власть. Пойдут казаки против — разда вит их Россия, как тараканов. А потом, если ты хочешь знать, таким казакам, как ты, да и многим советской власти бояться нечего. При ней наша беднота увидит свет в окошке. Разве мало у нас бедноты-то? — Да что ты всё за бедноту распина ешься? И кто это тебя с ума-разума сбил? — Никто не сбивал. Сам я знаю, с кем мне быть, на чьей стороне правда. С большевиками я оттого, что хочу свою жизнь прожить по-человечески, а не по- скотски» . Не случайно так быстро вырос он з ходе событий, стал командиром парти занского полка, самоотверженно борюще гося за народное счастье. Разными пу тями пришли к сознательному участию в революции такие люди, как Роман, За- бережный, Муратов, но смысл и цель их жизни едины. Показ формирования этого огромного, осознавшего свои пра ва коллектива людей, спаянных одними классовыми интересами, связанных лю бовью к людям, любовью к Родине, яв ляется большой заслугой писателя. Так же полнокровны и центральные образы в романе Г. Маркова. Всем мно гообразием художественных средств стремится он передать правду о делах и людях сибирской деревни, охватывая огромный и значительнейший период в истории нашей родины: от русско-япон ской войны до Великой Октябрьской со циалистической революции. «Вольное» сибирское крестьянство, обираемое правительством помещиков и изворотливыми кулаками, постепенно- теряло свои права на землю, на её нед ра, тайгу, озёра, реки. Крестьяне вы нуждены сдать свои позиции, и чем бо лее они их сдавали, тем наглее вели себя власть и деньги имущие. Борьба бедноты деревни Волчьи Норы за пра во на шишкование приобретает в этом свете глубокий смысл и имеет немало важное значение в формировании созна ния крестьян. На практическом примене нии организованной силы коллектива, силы народа убеждаются они в превос ходстве этих сил, черпают веру в свою- победу. Именно это обстоятельство оп равдывает избрание этого конфликта в романе как центрального. Автор неред ко и справедливо подчёркивает его зна чительность. Когда даже крестьянские вожаки — Матвей Строгав — опускают руки, раздумывают, стоит ли продол жать борьбу за тайгу, принесёт ли она общему делу освобождения народа ка кую-нибудь пользу, большевики подска зывают им, направляют их деятельность; надо использовать малейший повод, подсказанный жизнью, для организации: всех сил беднейших крестьян. В образах членов семейства Строговых выражено то новое, что в то время рос ло в сибирской деревне, развивалось и. побеждало. За клочок земли, удобной для пасеки, десятилетиями из поколения в поколе ние эксплуатировались Строговы. Если: бы не близость тайги, не ежегодный про мысел в ней, не смогли бы они свести- концы с концами в Своём хозяйстве. На, тайгу они смотрели, как на свою закон ную собственность, как на свою корми лицу. Но наступили дни, когда возникла ре альная угроза потерять этот источник дохода, потерять ту относительную сво боду, которой они ещё в ней пользова лись. Захар Строгов — пчеловод. В нём сосредоточены лучшие качества русского- человека — трудолюбие, оптимизм, до бродушие, отзывчивость. В нём нет и тени той непомерной жажды наживы, которая захватила и изуродовала его брата Якова. Однако и смысла общей борьбы за тайгу и её богатства он в пол ной мере не понимает. Жизнь его не бы ла в достаточной степени целенаправле- на, и поэтому хорошие качества его ха рактера не развернулись; ко всему со вершающемуся он относится, как к че му-то неизбежному, непреодолимому, почти фатальному. Ежегодно отвозил он.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2