Сибирские огни, 1952, № 1
на: будут ли ныне мунгаловцы, как прежде, прислушиваться к голосу име нитых казаков, найдётся ли в России умная генеральская голова, чтобы на вести в ней порядок? И сколько ни при поминал он известных ему генералов, так ни одного порядочного и не нашёл; сколько ни прикидывал он в своём уме, а не мог не заметить, что мунгаловцы «никогда больше не будут прислуши ваться к голосам богатых казаков». Не родину защищал Каргин, а казачьи при вилегии, своё благополучие. И он был выброшен из пределов России как злоб ный враг её народа. Обречённость и вырождение эксплуа таторского класса особенно обстоятельно показаны в образах купца Чепалова и членов его семьи. Обманом, насилиями, воровством наживали они своё богат ство. Непомерная жадность овладела всем их существом, и они ничего, кроме себя и принадлежащих им капиталов, уже не видят. Ничем не сдерживаемая звериная ненависть к трудящимся руко водит их поступками. Никакие доводы «здравого рассудка» уже не властны над ними. Сергей Ильич спрятал своих сыновей от казачьей повинности, а в трудную минуту и сам не пожелал взять оружие в руки: пусть воюют другие! В то же время он организует дикое избие ние жены партизана Забережного, вы даёт карателям временного атамана, приводит к гибели девятнадцать человек своих односельчан. Предатель, трус, палач — человек, лишённый чести и совести, — таким рисует его писатель, ни на йоту не отступая от правды. Неда ром и погибает он, как затравленный волк, в лесу, в звериной норе, скрыва ясь от справедливого возмездия револю ционных партизан. Каковы же перспективы развития ‘Ка зачества, заведённого самодержавием в тупик? Метод социалистического реализ ма делает возможным убедительно вос произвести движение основной массы этого сословия в сторону революции. В муках, в крови рождалось новое рево люционное сознание лучшей части ка зачества. Задолго до революции младший сын участника Крымской войны Георгиевско го кавалера Василий Улыбин начал раз бираться, в чём причина хозяйственных невзгод его честной и трудолюбивой семьи и многих других людей различных сословий и состояний. Ни преследования, ни ссылки, ни каторжные тюрьмы не сломили волю Василия, всю свою жизнь посвятившего борьбе с царизмом во имя интересов народа и Родины. Член боль шевистской партии, он ведёт огромную работу по воспитанию и сплочению тру дящихся масс в Забайкалье. Вместе с Лазо он создаёт Красную Армию на во сточных границах России и героически .защищает здесь власть Советов. После захвата японцами Дальнего Востока Ва силий Улыбин выступает как организа тор партизанских соединений в тылу врага. Но не только как политический руководитель, агитатор и пропагандист рисуется он в романе. В тяжёлых усло виях окружения он обнаруживает и не заурядный полководческий талант. Ва силий Улыбин вывел партизан из окру жения, спас сотни жизней, нанёс боль шой урон семёновцам. Слово больше вистской правды, слово Ленина нёс в трудовые массы казачества этот само отверженный, мужественный человек, который «знал, что делал». Даже вра ги — Каргин, белогвардейский офицер Кибирев — со злобой вынуждены были признать, что «Василий Андреевич мно гих заставил поверить себе». Идеи Ленина усваивались массами и через Ва силия Улыбина, решая исход борьбы со ветской власти с белогвардейщиной, с интервентами. Эта мысль великолепно передана в од ной из заключительных глав романа, в сценах переговоров забайкальских пар тизан с некоторой частью казаков, пы тавшихся поднять восстание против японских интервентов и их ставленника атамана Семёнова. Слова ленинского обращения к трудовому казачеству произвели глубокое впечатление на ря довых казаков, руководимых Карги ным, внесли в среду офицерства расте рянность, разброд, неуверенность в завтрашнем дне. Они же решили на этом участке судьбу восстания, задуманного с реакционными целями, — «Советская власть без коммунистов», — судьбу Се мёнова и захватнических планов япон ских магнатов. Настоящий триумф ленинских идей в среде рядового забайкальского казаче ства полновесно показан в развитии, в созревании сознания самого молодо го представителя казачества — Романа Улыбина. Долго жил Роман, оглядывался то на деда, сетовавшего на горькую судьбу, то на отца, запуганного .нескрываемым презрением кучки мунгаловских запра вил за каторжника-брата. Долго Роман стоит вне политики, вне событий в по сёлке, занятый главным образом только собою, сторонится тех «споров» и «раз доров», которые время от времени вспыхивали среди мунгаловцев. Но он наблюдателен, честен, любознателен. Роман, как губка, впитывал в себя все «малые» и «великие» дела, происшед шие в посёлке, так или иначе опреде ляет к ним своё отношение. Можно не принять участия в столкновении посёль- щиков, боясь отца и деда, — Улыбины и без того семья каторжника, — но не думать о причинах столкновения невоз можно. Он не может не думать о своём дяде Василии, о котором слышит Роман так много самых противоречивых толков. 12. «Сибирасие огни» № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2