Сибирские огни, 1952, № 1
ло, что повсеместный рост классовых противоречий, классовые столкновения проходили менее напряжённо и остро, чем в центре России, что сибирское кре стьянство в массе своей было однород ным. Рост капитализма в России вызвал интенсивное расслоение рчсской дерев ни. К началу XX века сибирская дерев ня окончательно утратила свою внешнюю однородность, а революционные выступ ления рабочих по всей стране пошатнули её мелкобуржуазные иллюзии, которы ми широко пользовалось в реакттионных целях русское самодержавие. Главное, что составляло солеожание происходив шего тогда истопического процесса, за ключалось в бчрном росте классового самосознания пролетариата, в росте его влияний на многомиллионное крестьян ство, в сплочении всех сил трулящихся против самодержавия, проводимом под руководством большевистской партии. Этот очень сложный и мучительный процесс классового расслоения крестьян ства и роста его сознания под непо средственным руководством рабочего класса и его партии воспроизводит Г. Марков в романе «Строговы». Мы видим, что как в одном, так и в другом романе налицо значительность и правильность поставленных писателями задач. Подлинная эпичность достигается не только строго хронологическим построе нием произведения, а выбором материала изображения, характером его освещения, Эпичность произведений советских писа телей лежит в правильном марксистско- ленинском понимании хода истории. Ясно, что для художественного произ ведения недостаточно одного понимания исторических событий, необходимо уме ние воплощать понятое в законченную художественно убедительную форму. Заслчга К. Седых и Г. Маркова в том и состоит, что они раскрывают смысл исторических событий на типичных об разах в типических обстоятельствах, в правдивых картинах и спенах большой социальной значимости. И посёлок Мун- галовский и деревня Волчьи Норы рису ются так, что позволяют определить и характер героя, и особенность его миро воззрения. и место его в будущей борь бе за освобождение. В полном соответствии с историче ской правдой, следуя прямым ленинским указаниям, К. Седых развеял миф об однородности казачества, показал непри миримость классовых противоречий вну три его, нарисовал сложный процесс пробуждения и формирования сознания трудящихся масс, к какому бы сословию они ни принадлежали, доказал неизбеж ность победы нового над старым. Эту сторону идейного содержания романа писатель раскрывает многосторонне на многочисленных образах. Бедняк Семён Забережный после войны 1 9 0 5 года, «пробатрачив четыре года, обзавёлся с грехом пополам коро вой и лошадью, стал жить своим хозяй ством. Не щадил он себя, чтобы выбить ся из нужды, да так и не выбился». По чему? Писатель не упускает случая дать совершенно точный анализ социально- экономических причин такого явления. «Лучшие пахотные земли в посёлке дав но захвачены справными казаками. Под нять целину можно было только в труд нодоступных местах, корчуя там лес и камни. Но Семёну, как и многим мало семейным беднякам, была не по силам такая работа». Сильный, умный и Tpyj долюбивый казак Семён Забережный долго думал, что «всё в жизни зависит только от его доброго желания, от силы и смекалки в работе». Но ряд столкно вений с богатеями из-за земли приводит его к убеждению, что, хотя он и казак и по видимости имеет кое-какие приви легии перед простым мужиком-бедняком, он с ним «одного поля ягода» и счастье его с н и м «на один аршин меряно». Горькую бедность и лютую кручину за ливал Семён вином, глушил непомерной работой. Но после каждой неудачи креп ло в нём чувство ненависти к богатым и богатству, нажитому чужим трудом. И в ходе последующих революционных со бытий это чувство закономерно выросло до классово сознательных поступков — Забережный идёт в лес и со временем становится командиром партизанского полка, действующего против атамана Се мёнова, а в конце романа — председате лем первого Мунгаловского сельсовета. Это естественный путь беднейшего из бедных среди казаков в период Октябрь ской революции. Образ Семёна Забереж- ного относится к числу бесспорных до стижений писателя. Каргин, атаман посёлка Мунгалов ского, не очень богат, но существующие порядки его устраивают: он ни в чём на испытывает недостатка. Это — умный, ловкий и хитрый защитник самодержа вия, верный и преданный его слуга. Каргин лучше и ранее других поселыци- ков понял причины недовольства боль шей части мунгаловцев, раньше других заметил тупость и ограниченность ка зачьих руководителей, их неспособность действовать в новых сложившихся усло виях и пытается на свой риск и страх — то лестью, то показной строгостью к ку лакам, то заигрыванием с такими, как Забережный, — сохранить видимость единства казачества, сохранить его при вилегии. И когда это не удаётся, он ре шительнее других казаков-богатеев бе рётся за оружие. Писатель не опустил ни одной возмож ности, чтобы показать обречённость каргиных, несмотря на их силу, лов кость, изощрённый в обманах ум. Жгу чие, тревожные мысли осаждали Карги-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2