Сибирские огни, 1952, № 1
се «Чернышевского», и они с нетерпе нием ждали невиданного гостя. Ещё бы! Первый пароход на реке! Селькупы обходили всё судно , подолгу задерживались в машинном отделении, в красном уголке. На берегу как-то сам собой начинался митинг. И снова в путь. Снова поиски удобной водной тропинки среди разбросанных но сторонам болот. И снова точно в назна ченный час занятия политкружка, произ водственное совещание. Жизнь на ко рабле шла привычным, размеренным по рядком, хотя неизведанная речными су дами дорога становилась всё труднее и труднее. И всё же «Чернышевский» добрался до верховьев реки без аварий, без по ломок. Сданы последние тонны грузов — продовольственные и промышленные товары, охотничьи боеприпасы, рыбо ловные снасти. Приняты на борт пуш нина, рыба. Последние приветствия, протяжный отходный гудок, и пароход отчаливает в обратный рейс. Теперь дорога уж е знакома, но река успела обмелеть, по ночам гуще нависа ли полярные туманы и итти попрежнему было нелегко. Однако настроение коман ды заметно поднялось. Турухан освоен. Судоходный путь в глубь Эвенкийского Национального округа продолжвн. «Чер нышевский» честно выполнил и послед ний свой долг перед Родиной. Но река, казалось, не хотела отпу скать пароход. В низовьях Турухана его захватила ранняя шуга. Она наседала на борта судна, цеплялась за плицы ко л ё с . . . Только выйдя на бескрайние просто ры Енисея, Вековой вздохнул спокойно. «Чернышевский» выбрался из тундры в образцовом порядке. В успехе заключи тельных рейсов по нижнему плёсу род ной реки он был совершенно уверен. Па роход точно по расписанию шёл от пристани к пристани. Грузился, брал баржи, и незаметно навигация подошла к концу. С севера подул холодный ве тер со снегом. На реке показалось «сало» , в заливах появились первые ле дяные забереги. Вековой стоял на занесённой снегом палубе и думал, как не похож этот па смурный осенний день на то весёлое солнечное утро, когда «Чернышевский» начинал свой прощальный рейс. . . .И вот этот рейс закончен. Скучные серые берега, скучное пла чущее небо. Похоже на то, что и сам Енисей сожалеет о конце славного ста рика. Пароход идёт в Подтёсовский за тон, где он в последний раз в своей жизни отдаст якоря. Сергей Николаевич вызвал боцмана и распорядился вывести большими бук вами по обоим бортам парохода надпись: «Иду на слом» . Но по реке и б е з того все знали, чтс «Чернышевский» уходит на покой. Не было такого судна, которое', издали за метив ветерана реки, не проводило бы его торжественным продолжительным гудком. С капитанских мостиков и па луб размахивали руками, что-то кри чали. Вот и Енисейск. Знакомые каменные дома, одряхлевшие купола купеческих церквей. В порту темнела такая же* дряхлая пожарная каланча. В это утро на ней случайно дежурил ровесник «Чернышевского» матрос-ин валид, много лет плававший на этом ко рабле. Прочитав на родном судне коро тенькую надпись на борту «Иду на. слом» , инвалид не выдержал и ударил в колокол. К каланче сбежались люди. Ни кто не понимал, что случилось. А ста рик звонил и махал шапкой в сторону подходящего парохода. Догадавшись, наконец, в чём дело, взбудораженные речники устремились к берегу, на ходу снимая шапки и фураж ки, прощаясь с самым старым кораблём Енисея. Загудели пароходы. Но самая торжественная встреча жда ла «Чернышевского» в Подтёсовском затоне. Десятки судов, как будто рас ступившись перед старшим товарищем, приветствовали его настоящей симфони ей гудков. К ним присоединилась элект ростанция затона. Толпы людей стояли на палубах, на берегу. Медленно, словно на параде, прошёл мимо старых и молодых боевых соратни ков «Чернышевский» и стал на якорь на. заранее отведённом ему месте рядом с новым, только что построенным, еще безымянным красавцем-теплоходом. Последняя негромкая команда. На пароходе погасли котлы, умолк шум ма шины. Один за другим спускаются по трапу матросы, кочегары, штурманы. Последним сошёл на берег капитан Вековой. Он хотел казаться невозмути мо спокойным, итти привычным, чуть вразвалочку шагом. Но люди на берегу видели, как изменилась его походка, как глубоко в плечи втянулась голова. Вековой поднялся на обрыв и почув ствовал, что к глазам подступают слёзы. На борту «Чернышевского» суети лись рабочие. Осторожно вывинчивая шурупы, они бережно снимали тяжёлые медные буквы Н, Г, Ч и все другие, составлявшие название парохода. Сни мали и также бережно, одну за другой, переносили на стоявший рядом, до этой минуты безымянный, красавец-тепло ход.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2