Сибирские огни, 1952, № 1
силуэт небольшого путейского .паро хода. «Развозит на летние каникулы ре бят» , — догадался Вековой. Зиму дети проводят в городах и рай онных центрах, а на лето приезжают к родителям. Немного погодя, поедут до мой студенты институтов и техникумов. А пороги были уже далеко позади. Так ж е благополучно пароход миновал устье Ангары, Бурмакинские камни. Перед Енисейском караваи «Черны шевского» попал в туман. Встали на якоря. Однако туман скоро начал ре деть, подниматься выше. Проглянули смутные очертания берегов. На палубе и капитанском мостике, на поручнях и трапах блестела утренняя роса. Над рекой с неистовыми криками носились чайки. * * * На Енисейском рейде «Чернышев ский» застал «Полководца Багратиона», только что возвратившегося с реки Пит, теплоход «Ачинск» , прибывший с Ан гары. С Подкаменной Тунгуски вернул ся «Красноярский рабочий» с восемью баржами. Чтобы перевезти их грузы по железной дороге, потребовалось бы двенадцать паровозов и восемьсот ва гонов. Выше других стояли на рейде «Адми рал Макаров» и «Суворов», прибывшие за круглым лесом для Игарки. Меяеду речными кораблями неустанно сновали юркие катера. А ещё выше на глазах экипажей судов, плавно схо дила со стапелей судостроительной вер фи на воду новая, многотысячетонная баржа «В олга» . Она сегодня лее встанет под погрузку леса для строек комму низма. Строительство таких судов — серьёз ная победа енисейских судостроителей. Баржи дёшевы, удобны и экономичны в эксплоатации. Но этого судостроителям кажется мало, и они настойчиво 'доби ваются сокращения сроков постройки су дов. Пока «Чернышевский» грузился у пловучей бункеровочной базы углём, команда побывала на берегу. Заглянули в музей, в магазины. По заказу капи тана привезли на борт несколько пачек трубочного табака. От работников порта экипаж парохода узнал об очередной победе команд гру зовых теплоходов «Якутия», «Каре лия» и «Чувашия», вышедших из Крас ноярска на Подкаменную Тунгуску с гру зами для Эвенкийского национального округа. Они проделали тяжёлый и опас ный путь длиной в 1 9 0 0 километров в один конец. От устья Подкаменной Тун гуски до Ванавары нужно было преодо леть девять порогов, в районе которых скорость течения превышает 2 0 кило метров в час. Нагруженные сотнями тонн товаров, теплоходы не могли под ниматься своими силами и первые пять порогов прошли с помощью буксирного теплохода «Олег Кошевой». Но дальше пе мог следовать и мощный теплоход. Остальные четыре порога суда преодо лели сами. А пороги эти таковы, что шум их слышен за 1 2 - 1 5 километров. Команды судов на лодках проходили ка менные преграды, прикрепляли сталь ные тросы к деревьям и скалам, а затем с помощью двигателя и судовых лебё док подтягивали теплоходы. Так они пробивались в самую глубь Эвенкии. Вековому, хорошо знавшему реку, было ясно, что при старой речной тех нике одолеть такие пороги было немыс лимо. Когда енисейские речники совершили беспримерный в истории переход на речных судах по полярным морям Ле довитого океана, товарищ Сталин, поздравляя отважных мастеров судо вождения, поставил перед работниками речного транспорта боевую задачу: в кратчайший срок освоить новую технику. И вот, выполняя указание великого вождя, судовые экипаяш планомерно прокладывают всё новые и новые гру зовые трассы по притокам Енисея. «Якутия», «Чувашия» и «Карелия» доставили на Ванавару согни тонн про довольственных и промышленных гру зов, проделав трудный и опасный рейс. По предложению своего парторга, эки паж «Чернышевского» отправил побе дителям поздравительную радиограмму: «Радуемся вашим успехам, поздравляем с победой. Гордимся вами. Экипаж «Чернышевского». Тем временем погрузка угля была за кончена, и пароход снялся с якоря, по прощавшись с гостеприимным Енисей ском. Нужно было спешить, чтобы за стать на Турухане полную воду и впи сать ещё одну, последнюю страницу в славную биографию старого речного ко рабля. Ведь он так же, как и «Якутия», «Карелия», «Чувашия», должен проло жить ещ ё одну новую речную трассу. *** На третьи сутки «Чернышевский» благополучно миновал грозный Осинов- ский порог, затем Подкаменную Тунгу ску и вышел на широкие просторы Ени сея . Подходя к Сумарокову, пароход уба вил ход. Медленно пополз вниз кормо вой флаг. Низкий басистый гудок па рохода далеко разнёсся по реке. Экипаж судна отдавал почести погибшему здесь в 1 9 0 9 году пароходу «Минусинск», который вынесло сюда во время весен него ледохода затортюй водой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2