Сибирские огни, 1952, № 1

силуэт небольшого путейского .паро­ хода. «Развозит на летние каникулы ре­ бят» , — догадался Вековой. Зиму дети проводят в городах и рай­ онных центрах, а на лето приезжают к родителям. Немного погодя, поедут до­ мой студенты институтов и техникумов. А пороги были уже далеко позади. Так ж е благополучно пароход миновал устье Ангары, Бурмакинские камни. Перед Енисейском караваи «Черны­ шевского» попал в туман. Встали на якоря. Однако туман скоро начал ре­ деть, подниматься выше. Проглянули смутные очертания берегов. На палубе и капитанском мостике, на поручнях и трапах блестела утренняя роса. Над рекой с неистовыми криками носились чайки. * * * На Енисейском рейде «Чернышев­ ский» застал «Полководца Багратиона», только что возвратившегося с реки Пит, теплоход «Ачинск» , прибывший с Ан­ гары. С Подкаменной Тунгуски вернул­ ся «Красноярский рабочий» с восемью баржами. Чтобы перевезти их грузы по железной дороге, потребовалось бы двенадцать паровозов и восемьсот ва­ гонов. Выше других стояли на рейде «Адми­ рал Макаров» и «Суворов», прибывшие за круглым лесом для Игарки. Меяеду речными кораблями неустанно сновали юркие катера. А ещё выше на глазах экипажей судов, плавно схо­ дила со стапелей судостроительной вер­ фи на воду новая, многотысячетонная баржа «В олга» . Она сегодня лее встанет под погрузку леса для строек комму­ низма. Строительство таких судов — серьёз­ ная победа енисейских судостроителей. Баржи дёшевы, удобны и экономичны в эксплоатации. Но этого судостроителям кажется мало, и они настойчиво 'доби­ ваются сокращения сроков постройки су ­ дов. Пока «Чернышевский» грузился у пловучей бункеровочной базы углём, команда побывала на берегу. Заглянули в музей, в магазины. По заказу капи­ тана привезли на борт несколько пачек трубочного табака. От работников порта экипаж парохода узнал об очередной победе команд гру­ зовых теплоходов «Якутия», «Каре­ лия» и «Чувашия», вышедших из Крас­ ноярска на Подкаменную Тунгуску с гру­ зами для Эвенкийского национального округа. Они проделали тяжёлый и опас­ ный путь длиной в 1 9 0 0 километров в один конец. От устья Подкаменной Тун­ гуски до Ванавары нужно было преодо­ леть девять порогов, в районе которых скорость течения превышает 2 0 кило­ метров в час. Нагруженные сотнями тонн товаров, теплоходы не могли под­ ниматься своими силами и первые пять порогов прошли с помощью буксирного теплохода «Олег Кошевой». Но дальше пе мог следовать и мощный теплоход. Остальные четыре порога суда преодо­ лели сами. А пороги эти таковы, что шум их слышен за 1 2 - 1 5 километров. Команды судов на лодках проходили ка­ менные преграды, прикрепляли сталь­ ные тросы к деревьям и скалам, а затем с помощью двигателя и судовых лебё­ док подтягивали теплоходы. Так они пробивались в самую глубь Эвенкии. Вековому, хорошо знавшему реку, было ясно, что при старой речной тех­ нике одолеть такие пороги было немыс­ лимо. Когда енисейские речники совершили беспримерный в истории переход на речных судах по полярным морям Ле­ довитого океана, товарищ Сталин, поздравляя отважных мастеров судо­ вождения, поставил перед работниками речного транспорта боевую задачу: в кратчайший срок освоить новую технику. И вот, выполняя указание великого вождя, судовые экипаяш планомерно прокладывают всё новые и новые гру­ зовые трассы по притокам Енисея. «Якутия», «Чувашия» и «Карелия» доставили на Ванавару согни тонн про­ довольственных и промышленных гру­ зов, проделав трудный и опасный рейс. По предложению своего парторга, эки­ паж «Чернышевского» отправил побе­ дителям поздравительную радиограмму: «Радуемся вашим успехам, поздравляем с победой. Гордимся вами. Экипаж «Чернышевского». Тем временем погрузка угля была за ­ кончена, и пароход снялся с якоря, по­ прощавшись с гостеприимным Енисей­ ском. Нужно было спешить, чтобы за ­ стать на Турухане полную воду и впи­ сать ещё одну, последнюю страницу в славную биографию старого речного ко­ рабля. Ведь он так же, как и «Якутия», «Карелия», «Чувашия», должен проло­ жить ещ ё одну новую речную трассу. *** На третьи сутки «Чернышевский» благополучно миновал грозный Осинов- ский порог, затем Подкаменную Тунгу­ ску и вышел на широкие просторы Ени­ сея . Подходя к Сумарокову, пароход уба­ вил ход. Медленно пополз вниз кормо­ вой флаг. Низкий басистый гудок па­ рохода далеко разнёсся по реке. Экипаж судна отдавал почести погибшему здесь в 1 9 0 9 году пароходу «Минусинск», который вынесло сюда во время весен­ него ледохода затортюй водой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2