Сибирские огни, 1952, № 1
Вековой взглянул на сияющий в ог нях город, потянул рукоятку свистка, и «Чернышевский» дал отходный гудок. Заскрежетали якорные цепи. Заработа ли машины. В конце острова Молокова пароход развернулся и потянул за со бой баржи. Короткая июльская ночь уже на исхо де . Над Енисеем и оставшимся позади притихшим городом загорается заря. Ве тер полощет кормовой флаг — флаг Сою за Советских Социалистических Респуб лик. 1 Промелькнул затон, километровая стенка Злобинского порта. Первые лучи солнца золотят свеженапиленные до ски, серые стены складов. С капитанского мостика хорошо вид ны живописные окрестности Краснояр ска. Над просторами реки веет ветер, лёгкие волны плещут о борт парохода, над горизонтом всё выше поднимается солнце. Справа, насколько хватает глаз, тянется величественная панорама заво дов и новостроек. Пятнадцать лет назад здесь был голый берег, а теперь дымятся заводские трубы, чёткими квадратами лежат рабочие посёлки —■ многоэтажные дома, коттеджи. Впереди — почти две тысячи километ ров пути, из них несколько сот кило метров по незнакомой реке в глубь тундры, куда «Чернышевский» везёт продовольствие, боеприпасы и снасти для рыбаков и охотников. А попутно нужно доставить сотни тонн грузов на лесо за воды, в колхозы. Плавание только ещё начинается, а в каютах уж е идут разговоры о реке Ту- рухан, о новом ответственном задании. Механик парохода, он ж е парторг, Селезнёв обходит судно и предупреждает о первом занятии политкружка. —■ В восемнадцать часов, в салоне. Политкружком руководит боцман Фё дор Семёнович. Слушатели — кочега ры, матросы, рулевые. Учатся на «Чер нышевском» все, вплоть до капитана. Два матроса — заочники техникума, по мощники механика — заочники институ та инженеров водного транспорта. Сергей Николаевич задумчиво смот рит вдаль. Впереди то и дело возникают мачты и дымки встречных пароходов. Навигация в полном разгаре. Сотни ты сяч различных грузов идут самым д е шёвым путём на север и юг великой си бирской реки. Здесь и хлеб, и пилёный лес, уголь и графит, пушнина и горю чее, консервы, рыба и многое, многое другое. С каждым годом Енисей становится всё оживлённее, всё чаще встречаются друг с другом грузовые и пассажирские суда, а ведь каких-нибудь пятнадцать- двадцать лет назад можно было пройти пять-шесть суток, не видя ни одного па рохода. На пустынных берегах только изредка выглядывали мелкие деревуш ки, отделённые одна от другой десятка ми километров. А сейчас там и тут мелькают новые посёлки, лесозаводы, верфи, совхозы и колхозы. Нот за поворотом показалось Атама- ново. Здесь недавно построен дом отды ха для работников Заполярья и санато рий для двух тысяч их ребят — пионе ров и школьников. После долгой запо лярной зимы они приезжают сюда на всё лето. С капитанского мостика можно насчи тать более сотни зданий с красивыми террасами. По речной глади снуют лод ки с отдыхающими. Пляж усеян бронзо выми от загара людьми, пестрит цвета стыми зонтами. Купающиеся заплывают далеко от берега, и «Чернышевский» даёт им предупредительные сигналы. И снова — крутые берега Енисея, по росшие густым лесом, отражённым в спокойной реке. Незаметно спускаются сумерки. В колхозных посёлках и машинно-трактор ных станциях загораются электрические лампочки. На прибрежных дорогах то. и дело вспыхивают огни автомобильных фар. В дореволюционные годы по ночам пароходы не ходили. Световой и бере говой обстановки тогда ещё не знали. А сейчас пароход и ночью легко минует подводные камни и коварные перекаты. Однако перед Казачинским порогом капитан и весь экипаж настораживают ся. Пароход, который когда-то первым на реке прошёл опасное место, замед ляет ход. Даже и сейчас здесь секунд ная оплошность грозит серьёзной авари ей. А ведь в баржах, буксируемых «Чернышевским», три тысячи тонн гру за , оценённого в пятнадцать миллионов рублей! Впереди на тёмной реке появляется белый огонёк, второй, третий... Справа видны ярко освещённые красные баке ны. День и ночь на пороге дежурят ба кенщики, охраняя безопасность движе ния судов. Вековой замечает огонёк и на бере гу. ’ j t o на мачте бакенского домика. Сколько таких домиков, отрезанных тайгой от населённых пунктов, разбро сано по реке! В любую погоду — и в бурю, и в дождь — выплывая на своих лодках, бакенщики зажигают спаситель ные фонари, указывающие самый надёж ный, безопасный путь. Недаром среди капитанов и штурманов эти незаметные труженики реки пользуются таким ува жением! Чёткая береговая обстановка - гарантия безаварийного судовождения. И с каждым годом она становится луч ше и лучше. Теперь на Енисее всё чаще бакены, освещённые керосиновой лам пой, заменяют электрическими бакенами. Пройдёт ещё немного лет, и керосино вых бакенов не останется совсем. У домика в темноте вырисовывался.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2