Сибирские огни, 1952, № 1
волной начало омывать за борт рыбац кие сети и продовольствие. Старый 'боц ман закрепил тросами разбросанные по палубе грузы и спас их. Но сам чуть не поплатился жизнью, ел е успев в послед н е е мгновение ухватиться рукой за по ручни бортового ограждения. И почти в ту ж е минуту капитан уви д ел на мачте одного из лихтеров сиг нал: «Терплю бедствие» . Как потом ока залось , на нём от непрерывных ударов волн разошлась заделка давно получен ны х пробоин и вода хлынула в трюм. Что могло быть хуж е этого в такие ми нуты! Капитан отдал приказание работать п а полный ход, ■и послушный пароход, ■ещё глубже врезаясь в волны, ринулся к Кабацкому острову. Стараясь пересилить вой ветра в -снастях и глухие удары волн, Здоров- цев выкрикнул в рупор второе прика зание: «Подготовиться к спуску шлю пок, аварийной команде взять цемент, пластырь и следовать под командой боц мана на лихтер» . Только что спасшийся от смерти Фё дор Семенович без малейшего колебания бросился к шлюпкам. Н е успел «Черны шевский» приблизиться к Кабацкому острову, как аварийная бригада уж е спустилась на воду. В протоке порывы ветра были значи т ельно слабее , волнение меньше. Ост ров своим огромным телом преградил .дорогу шторму. Караван стал на якоря. И сейчас ж е на лихтере заработали -на сосы , началась заделка пробоин. К месту лова «Чернышевский» при шёл на семь часов раньше срока. Немало сил отдала команда судна и грандиозному строительству на берегах Енисея . Вот почему старый пароход ши роко известен не только речникам, но и всему населению далёкого севера, тыся чам советских людей, живущих в вер ховьях могучей сибирской реки и на многочисленных её притоках. «Чернышевский» первым встречал все новые советские пароходы и тепло ходы. Он первым приветствовал своим гудком «Р о с сию » , «Г ру зию » , «Арме нию » , «Украину», «Чувашию», «Каре лию» , крупнейшие в речном флоте теп лоходы «Владимир Ленин» , «Краснояр ский рабочий», «Валерий Куйбышев» «Советскую Сибирь» и многие, многие другие. И все эти первоклассные суда , н е смотря на своё несравненное техниче ское превосходство, встречаясь на реке с «Чернышевским», почтительно усту пают ему дорогу. * Вспоминая биографию старого речно го корабля, нельзя обойти молчанием и биографии хотя бы двух последних его капитанов Ивана Николаевича Здоров- цева и ныне здравствующего Сергея Ни колаевича Векового. Сергей Николаевич, как мы уже упо минали,'начал своё первое плавание по Енисею именно на «Чернышевском», тогда ещё «Д едушке» , матросом, руле вым. Энергичный, находчивый, способ ный работник, он в первые ж е годы со ветской власти выдвинулся и перешёл на другое судно, постепенно овладевая всё более и бол ее сложными специаль ностями. Проплавав, по Енисейскому бассейну сорок с лишним лет, 58-летний Вековой ушёл на пенсию. Было это в 19 4 0 году, незадолго до начала Великой Отече ственной войны. О дальнейшем нетрудно догадаться. Началась война, и сотни речников Ени сея отправились добровольцами на фронт. Одним из первых среди них был капитан «Чернышевского» Иван Нико лаевич Здоровцев. С такой ж е точно просьбой попытал ся обратиться в райвоенкомат и Сергей Николаевич. Встретили его исключитель но сердечно, горячо поблагодарили за глубокие патриотические чувства, но принять заявление категорически отка зались. Тогда Вековой, узнав об отъ е зд е Ива на Николаевича на фронт, направился к управление пароходства. Он решил за менить старого друга и соседа по квар тире. В его заявлении было всего не сколько скупых, но выразительных строк: «Я уж е стар для фронта, но в тылу с большой пользой могу заменить уходящего добровольцем капитана Здо- ровцева. Прошу командование пароход ства моё пребывание в отставке по ста рости лет на пенсии прервать до конца войны». Так Сергей Николаевич снова оказал ся во флоте, на капитанском мостике старика «Чернышевского». Когда Векового спрашивают, почему он задержался во флоте по окончании войны, старый капитан спокойно отве чает: — Глаза видят хорошо, здоровье по зволяет, вот и задержался. Прямо из управления Сергей Нико лаевич отправился на пристань, принял пароход и вместе со всей командой про водил капитана Здоровцева до станции. Ивана Николаевича командование на правило в Волжскую военную флоти лию. Дрался он храбро и за боевые за слуги был награждён шестью орденами и несколькими медалями. Посылая его на самые ответственные участки фронта, командующий говорил: «Богатырь с бо гатырской реки не подведёт» . И капитан Здоровцев не подводил. В номере фрон товой газеты, присланном на . «Черны шевский» сослуживцами Ивана Нико лаевича, был подробно описан его по следний подвиг:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2