Сибирские огни, 1952, № 1

волной начало омывать за борт рыбац­ кие сети и продовольствие. Старый 'боц­ ман закрепил тросами разбросанные по палубе грузы и спас их. Но сам чуть не поплатился жизнью, ел е успев в послед­ н е е мгновение ухватиться рукой за по­ ручни бортового ограждения. И почти в ту ж е минуту капитан уви­ д ел на мачте одного из лихтеров сиг­ нал: «Терплю бедствие» . Как потом ока­ залось , на нём от непрерывных ударов волн разошлась заделка давно получен­ ны х пробоин и вода хлынула в трюм. Что могло быть хуж е этого в такие ми­ нуты! Капитан отдал приказание работать п а полный ход, ■и послушный пароход, ■ещё глубже врезаясь в волны, ринулся к Кабацкому острову. Стараясь пересилить вой ветра в -снастях и глухие удары волн, Здоров- цев выкрикнул в рупор второе прика­ зание: «Подготовиться к спуску шлю­ пок, аварийной команде взять цемент, пластырь и следовать под командой боц­ мана на лихтер» . Только что спасшийся от смерти Фё­ дор Семенович без малейшего колебания бросился к шлюпкам. Н е успел «Черны­ шевский» приблизиться к Кабацкому острову, как аварийная бригада уж е спустилась на воду. В протоке порывы ветра были значи­ т ельно слабее , волнение меньше. Ост­ ров своим огромным телом преградил .дорогу шторму. Караван стал на якоря. И сейчас ж е на лихтере заработали -на­ сосы , началась заделка пробоин. К месту лова «Чернышевский» при­ шёл на семь часов раньше срока. Немало сил отдала команда судна и грандиозному строительству на берегах Енисея . Вот почему старый пароход ши­ роко известен не только речникам, но и всему населению далёкого севера, тыся­ чам советских людей, живущих в вер­ ховьях могучей сибирской реки и на многочисленных её притоках. «Чернышевский» первым встречал все новые советские пароходы и тепло­ ходы. Он первым приветствовал своим гудком «Р о с сию » , «Г ру зию » , «Арме­ нию » , «Украину», «Чувашию», «Каре­ лию» , крупнейшие в речном флоте теп­ лоходы «Владимир Ленин» , «Краснояр­ ский рабочий», «Валерий Куйбышев» «Советскую Сибирь» и многие, многие другие. И все эти первоклассные суда , н е ­ смотря на своё несравненное техниче­ ское превосходство, встречаясь на реке с «Чернышевским», почтительно усту­ пают ему дорогу. * Вспоминая биографию старого речно­ го корабля, нельзя обойти молчанием и биографии хотя бы двух последних его капитанов Ивана Николаевича Здоров- цева и ныне здравствующего Сергея Ни­ колаевича Векового. Сергей Николаевич, как мы уже упо­ минали,'начал своё первое плавание по Енисею именно на «Чернышевском», тогда ещё «Д едушке» , матросом, руле­ вым. Энергичный, находчивый, способ­ ный работник, он в первые ж е годы со­ ветской власти выдвинулся и перешёл на другое судно, постепенно овладевая всё более и бол ее сложными специаль­ ностями. Проплавав, по Енисейскому бассейну сорок с лишним лет, 58-летний Вековой ушёл на пенсию. Было это в 19 4 0 году, незадолго до начала Великой Отече­ ственной войны. О дальнейшем нетрудно догадаться. Началась война, и сотни речников Ени­ сея отправились добровольцами на фронт. Одним из первых среди них был капитан «Чернышевского» Иван Нико­ лаевич Здоровцев. С такой ж е точно просьбой попытал­ ся обратиться в райвоенкомат и Сергей Николаевич. Встретили его исключитель­ но сердечно, горячо поблагодарили за глубокие патриотические чувства, но принять заявление категорически отка­ зались. Тогда Вековой, узнав об отъ е зд е Ива­ на Николаевича на фронт, направился к управление пароходства. Он решил за ­ менить старого друга и соседа по квар­ тире. В его заявлении было всего не­ сколько скупых, но выразительных строк: «Я уж е стар для фронта, но в тылу с большой пользой могу заменить уходящего добровольцем капитана Здо- ровцева. Прошу командование пароход­ ства моё пребывание в отставке по ста­ рости лет на пенсии прервать до конца войны». Так Сергей Николаевич снова оказал­ ся во флоте, на капитанском мостике старика «Чернышевского». Когда Векового спрашивают, почему он задержался во флоте по окончании войны, старый капитан спокойно отве­ чает: — Глаза видят хорошо, здоровье по­ зволяет, вот и задержался. Прямо из управления Сергей Нико­ лаевич отправился на пристань, принял пароход и вместе со всей командой про­ водил капитана Здоровцева до станции. Ивана Николаевича командование на­ правило в Волжскую военную флоти­ лию. Дрался он храбро и за боевые за­ слуги был награждён шестью орденами и несколькими медалями. Посылая его на самые ответственные участки фронта, командующий говорил: «Богатырь с бо­ гатырской реки не подведёт» . И капитан Здоровцев не подводил. В номере фрон­ товой газеты, присланном на . «Черны­ шевский» сослуживцами Ивана Нико­ лаевича, был подробно описан его по­ следний подвиг:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2