Сибирские огни, 1952, № 1
тогда водилось, объявили виновниками аварии. Но совесть Богаткова и всего экипажа была чиста. Они сделали всё, что могли для спасения барж и умело отбивались от шторма, спасая пароход. Ещё более тяжёлую аварию с челове ческими жертвами пароход перенёс в 1920 году, когда на его борту оказал ся злостный вредитель — колчаковский белогвардеец. Он сознательно вызвал катастрофу, и пароход затонул в 76 ки лометрах ниже Красноярска на Средне- Шиверском перекате. Дело было ноздрей осенью. Пароход сидел на камнях и нужно было завести стальной трос « а берег, чтобы стянуть судно на глубокое место. Но этого не сделали. Вода пошла на прибыль, судно стало «ходить» на месте, а когда ма шине дали полный ход вперёд, оно за дело рулём за камни. Пароход потерял управление и затонул. Перед этим руль переместился на один из бортов, и при стремительном вращении ручного штур вала лоцман Воропаев получил тяжёлые ушибы, а второму лоцману Шахматову распороло живот, и он вскоре умер. Когда «Дедушку» подняли, на нём насчитали 22 пробоины. Но это была последняя авария парохода. ...При советской власти на долю «Труженика», а затем «Чернышевско го» и его команды выпала почётная обязанность — участвовать в освоении Енисейского севера. В 1922 году он снимал рыбаков в Енисейском заливе. В том ж е году ходил далеко в море для встречи прибывших с Оби пароходов «Северный» и «Полярный». «Чернышевский» был непременным участником всех карских экспедиций, до ставляя первосортную ангарскую др е весину в Усть-порт и Игарку. Много раз он отважно ходил на спасение терпев ших бедствие судов. Много раз попа дал в такие штормы, когда гибель ко рабля казалась неизбежной. [Вот один и з характерных эпизодов. Глубокая осень. Пароход с трудом про двигается вверх. С вечера было сравни тельно тепло, ночью же повалил мок рый снег, и к утру температура воздуха упала до 11 градусов мороза, а к по лудню — д о 28 . До Суховатки шли в сплошном морозном тумане, но ещё по чистой воде. Затем появилась шуга. По ложение каравана, в который входило четыре товаро-пассажирских лихтера с восемьюстами рыбаков, становилось кри тическим. Но благодаря безупречной ра боте команды парохода, караван бла гополучно продвигался и в сплошной шуге. Колёса парохода легко разбивали лёд. Если прочность металлических ча стей судна не вызывала, особенного удивления, то крепость его деревянных плиц казалось необъяснимой. Однако •бъяснение можно было найти: механик иарохода Иван Дементьевич Багаев за менил несовершенные немецкие колёса колёсами своей конструкции. Несмотря на все трудности, рыбаки во-время были доставлены в Красно ярск. Характерен и такой эпизод из биогра фии парохода. Он получил срочное за дание: привести к назначенному сроку в Усть-порт караван с рыбаками и рыбо ловными снастями. Рыбаки спешили на ловлю омуля в Енисейский залив. Как известно, омуль заходит сюда в строго определённое время и опоздать к его- появлению — значит сорвать всю пути ну, впустую пройдя почти две с цолови- ной тысячи километров. В то время пароходом командовал опытный речник-енисеец Иван Николае вич Здоровцев. Он отлично понимал об становку и не терял в пути ни одного часа. Погода н е предвещала ничего хо рошего. В районе Дудинка—Усть-порт свирепствовал шторм. Несмотря на ото, «Чернышевский» с двумя лихтерами рано утром покинул спокойный Игарский порт. Врезаясь форштевнем в волны, паро ход шёл на север. На палубах лихте ров сидели и стояли рыбаки, нетерпели во вглядываясь в даль. Они взяли со циалистическое обязательство — нало вить рыбы больше установленного пла на. Пески Енисейского залива — место- богатейшего улова рыбы. На е ё добычу здесь мобилизуются десятки пароходов, катеров, ботов, шлюпок... Затем ценней шую высокосортную рьгбу грузят на; лихтеры н доставляют в Красноярск. Старых рыбаков, как перелётных птиц, каждую весну неудержимо тянет в ни зовья Енисея. «Чернышевский» шёл с предельной скоростью, и рыбаки твёрдо рассчитыва ли прибыть к началу лова. Однако с полудня ветер начал уси ливаться. Снасти парохода « зап ели» . Волны становились круче. Рыбаки ра зошлись по каютам. «Чернышевский» начал поединок со стихией. Огромные волны с силой ударялись о- борта парохода и лихтеров. Речной ко рабль поминутно сваливался с боку на бок, упорно держась середины реки. Так спасаются от шторма океанские ко рабли, выходя в открытое море. При ближаться к берегу опасно. Суда могут разбиться в щепки о подводные камни и каменистые отмели. Здоровцев торопился стать под укры тие Кабацкого острова. В этот тревож ный рейс на капитанском мостике рядом с ним бессменно стояли все три штур мана, а в машинном отделении дежури ли механик и оба его помощника. Ра дист держал непрерывную связь с Ду динкой и Игаркой.. Когда остров был уж е недалеко, с палубы «Чернышевского» штормовой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2