Сибирские огни, 1952, № 1
рана продолжительными гудками, а лю ди, собравшиеся на капитанском мости ке, почтительно снимают фуражки. Если кто-нибудь в разговоре упомя нет такой почтенный возраст парохода, как 71 год, то в представлении собесед ников неизбежно возникает образ ста рой развалины, которая неизвестно на чём держится. Но стоит взглянуть на «Чернышевского», когда он плавно раз ворачивается на реке, как это представ ление сразу ж е меняется. Простому, а тем более неопытному, глазу трудно об наружить на нём следы всесильного времени и далёких беспокойных плава ний. Старик исколесил не только весь Енисей и многие его притоки, но и дальние моря холодной Арктики. Он выносил штормы Белого моря, преодо левал мели и подводные камни у побе режья Карского моря... А взглянешь на него, и кажется, что добрая половина жизни судна ещё впереди. Но это только кажется. «Чернышев ский» действительно глубокий старик и плавал он так долго лишь благодаря -тщательному, бережному уходу, благо даря тому, что был взят командой на социалистическую сохранность. В былые годы пароход не знал, да и не мог знать такого отношения к себе . 1Созяин-купец стремился выжать из него всё, что было можно, не заботясь о про длении его жизни. А команда... ей про сто было некогда. Трудно сейчас опи сать каторжный труд матросов и коче гаров в те годы. Каторжный и ненадёж ный — осенью вся команда увольнялась. — Иди, кто куда хочет. А итти было некуда. Только в советское время, только со ветские люди могли сделать с парохо дом то, что давно нужно было сделать. -Они устранили его основные конструк тивные недостатки и прежде всего nepei- етроили плохие, тесные каюты. Раньше топливо в кочегарку из трюма подава лось тачками через палубу, что изма тывало кочегаров и матросов; не было прохода из кочегарного помещения в машину, — туда можно было проникнуть только ползком. Кроме того, пароход -очень плохо поворачивался. Все эти не достатки были устранены. Но вернёмся к прошлому «Черны шевского» , в те годы «Дальмана» , «Графа Игнатьева», «Д едуш ки» . Работая на купца Гадалова, пароход возил тогда на север второсортные, за лежавшиеся товары, предназначенные .для обмена на рыбу и пушнину. С эти ми грузами он возвращался в Енисейск, а позже в Красноярск, захватив по до роге чай, который шёл в то время из Китая через Селенгу, на Байкал, а от туда по Ангаре до Стрелки. Из Красно ярска чай переотправлялся на запад уже на лошадях. О характере перевозок той далёкой лоры яркое представление даёт хотя бы такой факт. В 18 9 3 году царское правительство закупило в Англии 1506 тонн рельсов для строительства Сибир ской железной дороги. На английском пароходе рельсы были доставлены до Гольчихи, откуда «Чернышевский», тог да ещ ё «Граф Игнатьев», должен был доставить их в Красноярск. Но так и не доставил. В погоне за лёгкой наживой Гадалов для перевозки ‘ тяжёлого груза скупил по дешёвке ветхие деревянные баржонки и послал их на север , даже не думая о том, что, плавая на таких посудинах, судовые команды рисковали жизнью. Дальнейшие события красочно описа ны одним из участников этого похода; «На стоянке у Гольчихи нас застала какая-то оргия штормов. Казалось, что все штормы северной Сибири избрали с еб е прямой путь через Гольчиху. В е тер усиливался, стрелка барометра стре-- мительно падала. Затем на несколько часов наступало затишье, барометр сто ял неподвижно. А потом быстро шёл кверху, и шторм ревел с прежней си лой от противоположного румба» . И штормы сделали своё дело. Все три баржи вместе с рельсами погибли одна за другой. В один из первых ж е шквальных порывов ветра самую боль шую баржу сорвало с якорей и понесло к берегу, где е ё разбило бы в щепки, если бы поблизости не оказалось «Ов- цьша» — парохода военной морской экспедиции. Он взял баржу на буксир. Однако в следующий натиск шторма баржа, находясь почти с двумя тысяча ми рельсов, у борта морского парохода дала течь и начала медленно погру жаться в воду. Команда баржи обруби ла якорные канаты и судш> через не сколько мгновений было выброшено на прибрежные отмели. Между тем шторм усиливался. Остав шиеся две баржи давали сигналы бед ствия, но притти им на помощь было некому, и вскоре вторая баржа с гру зом в 7 5 0 рельсов начала тонуть, а ча са через два затонула и третья, в трю ме которой лежало свыше 8 0 0 рельсов. Очевидец катастрофы живо передал самочувствие капитана Богаткова, командовавшего в то время пароходом. «Около семи часов вечера к борту «Малыгина», стоявшего у мыса Зверь- евского, подошёл «Граф Игнатьев». Его капитан Богатков охрипшим, надорван ным голосом прокричал, что у Гольчи хи всё кончено, все баржи погибли. Бо гатков был бледен, осунулся; руки его дрожали, провалившиеся глаза лихора дочно блестели. Шторм подействовал на него потрясающе. Он несколько раз принимался рассказывать, но на поло вине фразы вдруг хватался руками за голову, бессмысленно повторяя: «Нет, знаете... это такое...» и кончал нервным смехом. Капитана и судовую команду, как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2