Сибирские огни, 1952, № 1
грузом. Не было здесь и затонов, за исключением Красноярского, да и тот был построен лишь в 1911 году. Пер вая карта реки вышла в свет в 1906 году. Немудрено, что на Енисее за сравни тельно короткую историю его судоход ства произошли десятки крупных ката строф. Так, в 1906 году в Красноярске ледоход повредил зимующие в Поезд ной протоке пароходы «Игнатий», «Мо сква» и «Евгений», а катер «Юрак» был выброшен на берег и наполовину разрушен. Тогда ж е пароход «Св. Ни колай» был настолько изувечен, что по сл е этого два года стоял на ремонте. Совсем были разрушены четыре баржи и две шаланды. В том ж е году у Ени сейска напором льда выбросило на бе рег мощный по тому времени пароход «Туруханск», а пароход «Красноярск» получил серьёзную пробоину. Через год во время ледохода у Крас ноярска потерпели аварию пароходы «Надежда» и «Сибирь», баржи «Мину синск» и «С евер» . В 190 9 году ледоход повредил баржи «Ману» и «Ласточку». Но особенно большая катастрофа постигла тогда ку печеский флот, зимовавший в заливе, соединявшемся через Стрелковскую протоку с Енисеем. Залив этот считался самым безопасным и даже назывался затоном. Произошло это 19 апреля, когда вода на Енисее стала неожиданно быстро прибывать, а затем резко пошла на убыль, вызвав в затоне сильное тече ние. Лёд из залива понесло в протоку, а вместе с ним понесло и суда, вы рывая причальные столбы, обрывая тросы. Пароходы наваливались друг на друга. Часть судов оказалась разбросанной по берегам протоки, а буксирный паро ход «Минусинск», мощностью в 600 сил, вынесло со льдом на Енисей. По пути он задел винтом пароход «Красно ярск» , у которого вырвало ударом все кнехты. Образовались пробоины. Якоря не смогли удержать пароходы, и вскоре «Красноярск», доплыв до устья Ангары, около острова Черемухо вого затонул. Однако этим дело не закончилось. 2 2 апреля ниже деревни Стрелки обра зовался затор. Вода прибыла так, что стала затоплять деревню. Через три дня затор прорвало. Вода опять начала рез ко спадать, вместе с о льдом подхватила несколько судов. Так затонул лихтер № 8, а вслед за ним пароход «Мину синск» , который почти пятьсот километ ров проплыл по реке зажатый льдами. В наше время, когда на Енисее со з даны благоустроенные, оснащённые по последнему слову техники затоны, такие весенние катастрофы немыслимы. Тогда же они были заурядным явлением. В таких условиях начиналась и рабо та «Чернышевского» на Енисее. * ** Первый мощный пароход Енисейского бассейна был построен в самом конце 70-х годов прошлого столетия в Герма нии. Царское правительство не очень жаловало отечественное судостроение, и хотя русские мастера корабельного дела исстари славились своим искусством, оно предпочитало суда, построенные за границей. Спущенный со стапелей, пароход был назван «Дальманом» — по имени одного кз капитанов, участвовавших в северо морской экспедиции А . М. Сибирякова 1 8 7 7—7 9 годов. Однако на Енисей «Дальман» попал не сразу . Первый раз он вышел в даль ний путь к устью могучей сибирской ре ки в 1880 году в составе торговой экс педиции. Но маршрут был выбран не удачно, экспедиция попала в тяжёлые ледовые условия и вернулась в Герма нию. Только в 1881 году пароход вместе с тремя железными лихтерами добрался до Енисея. А в 1882 году владельцы «Дальмана» фирма Кноп решили вер нуть его в Германию. Но в Енисейском заливе пароход ещё раз попал в тяжёлую ледовую обстанов ку и возвратился. Та же история повто рилась в 1883 году. Тогда фирма Кноп продала «Дальмана» 'красноярскому купцу Гадалову, и пароход навсегда остался на Енисее. С тех пор он четыре раза менял ’своё название. В 1898 году ловкий хо зяин окрестил его в честь тогдашнего генерал-губернатора Восточной Сибири «Графом Игнатьевым». Но генерал-гу бернатор сменился, и нестарый тогда ещё пароход почему-то был назван «Дедушкой». Под этим названием он бороздил Енисей и его притоки до 1920 года, когда он вполне заслуженно был переименован в «Труженика». И, наконец, в 1940 году, вскоре после то го, как советская страна отметила пяти десятилетие с о дня смерти Н. Г. Чер нышевского, пароход получил ©го слав ное имя. За долгие годы на пароходе смени- %лось 25 капитанов. Сотни сибирских речников прошли на его борту суровую матросскую школу. Многие из них ра ботали потом боцманами, штурманами, механиками, капитанами, в том числе и Сергей Николаевич Вековой, бывший когда-то матросом на «Д едуш ке» . Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда «Чернышевский» совер шает свой очередной рейс, то все без исключения встречные суда первыми уступают ему дорогу, приветствуя веге-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2