Сибирские огни, 1952, № 1

грузом. Не было здесь и затонов, за исключением Красноярского, да и тот был построен лишь в 1911 году. Пер­ вая карта реки вышла в свет в 1906 году. Немудрено, что на Енисее за сравни­ тельно короткую историю его судоход­ ства произошли десятки крупных ката­ строф. Так, в 1906 году в Красноярске ледоход повредил зимующие в Поезд­ ной протоке пароходы «Игнатий», «Мо­ сква» и «Евгений», а катер «Юрак» был выброшен на берег и наполовину разрушен. Тогда ж е пароход «Св. Ни­ колай» был настолько изувечен, что по­ сл е этого два года стоял на ремонте. Совсем были разрушены четыре баржи и две шаланды. В том ж е году у Ени­ сейска напором льда выбросило на бе­ рег мощный по тому времени пароход «Туруханск», а пароход «Красноярск» получил серьёзную пробоину. Через год во время ледохода у Крас­ ноярска потерпели аварию пароходы «Надежда» и «Сибирь», баржи «Мину­ синск» и «С евер» . В 190 9 году ледоход повредил баржи «Ману» и «Ласточку». Но особенно большая катастрофа постигла тогда ку­ печеский флот, зимовавший в заливе, соединявшемся через Стрелковскую протоку с Енисеем. Залив этот считался самым безопасным и даже назывался затоном. Произошло это 19 апреля, когда вода на Енисее стала неожиданно быстро прибывать, а затем резко пошла на убыль, вызвав в затоне сильное тече­ ние. Лёд из залива понесло в протоку, а вместе с ним понесло и суда, вы­ рывая причальные столбы, обрывая тросы. Пароходы наваливались друг на друга. Часть судов оказалась разбросанной по берегам протоки, а буксирный паро­ ход «Минусинск», мощностью в 600 сил, вынесло со льдом на Енисей. По пути он задел винтом пароход «Красно­ ярск» , у которого вырвало ударом все кнехты. Образовались пробоины. Якоря не смогли удержать пароходы, и вскоре «Красноярск», доплыв до устья Ангары, около острова Черемухо­ вого затонул. Однако этим дело не закончилось. 2 2 апреля ниже деревни Стрелки обра­ зовался затор. Вода прибыла так, что стала затоплять деревню. Через три дня затор прорвало. Вода опять начала рез­ ко спадать, вместе с о льдом подхватила несколько судов. Так затонул лихтер № 8, а вслед за ним пароход «Мину­ синск» , который почти пятьсот километ­ ров проплыл по реке зажатый льдами. В наше время, когда на Енисее со з ­ даны благоустроенные, оснащённые по последнему слову техники затоны, такие весенние катастрофы немыслимы. Тогда же они были заурядным явлением. В таких условиях начиналась и рабо­ та «Чернышевского» на Енисее. * ** Первый мощный пароход Енисейского бассейна был построен в самом конце 70-х годов прошлого столетия в Герма­ нии. Царское правительство не очень жаловало отечественное судостроение, и хотя русские мастера корабельного дела исстари славились своим искусством, оно предпочитало суда, построенные за границей. Спущенный со стапелей, пароход был назван «Дальманом» — по имени одного кз капитанов, участвовавших в северо­ морской экспедиции А . М. Сибирякова 1 8 7 7—7 9 годов. Однако на Енисей «Дальман» попал не сразу . Первый раз он вышел в даль­ ний путь к устью могучей сибирской ре­ ки в 1880 году в составе торговой экс­ педиции. Но маршрут был выбран не­ удачно, экспедиция попала в тяжёлые ледовые условия и вернулась в Герма­ нию. Только в 1881 году пароход вместе с тремя железными лихтерами добрался до Енисея. А в 1882 году владельцы «Дальмана» фирма Кноп решили вер­ нуть его в Германию. Но в Енисейском заливе пароход ещё раз попал в тяжёлую ледовую обстанов­ ку и возвратился. Та же история повто­ рилась в 1883 году. Тогда фирма Кноп продала «Дальмана» 'красноярскому купцу Гадалову, и пароход навсегда остался на Енисее. С тех пор он четыре раза менял ’своё название. В 1898 году ловкий хо­ зяин окрестил его в честь тогдашнего генерал-губернатора Восточной Сибири «Графом Игнатьевым». Но генерал-гу­ бернатор сменился, и нестарый тогда ещё пароход почему-то был назван «Дедушкой». Под этим названием он бороздил Енисей и его притоки до 1920 года, когда он вполне заслуженно был переименован в «Труженика». И, наконец, в 1940 году, вскоре после то­ го, как советская страна отметила пяти­ десятилетие с о дня смерти Н. Г. Чер­ нышевского, пароход получил ©го слав­ ное имя. За долгие годы на пароходе смени- %лось 25 капитанов. Сотни сибирских речников прошли на его борту суровую матросскую школу. Многие из них ра­ ботали потом боцманами, штурманами, механиками, капитанами, в том числе и Сергей Николаевич Вековой, бывший когда-то матросом на «Д едуш ке» . Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда «Чернышевский» совер­ шает свой очередной рейс, то все без исключения встречные суда первыми уступают ему дорогу, приветствуя веге-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2