Сибирские огни, 1952, № 1
Напряжение разрядилось. Вековой сразу выпрямился и даж е как будто вы рос. Механик встал, энергично взмахнул рукой, собираясь чточю сказать, и снова сел . Боцман, штурманы, кочегары, мат росы сияли. Улыбались и члены комис сии. В красном уголке стало шумно и как- то по-домашнему весело. Проходя снова по кораблю, окружён ные экипажем, члены комиссии, уж е не скрывая тёплого чувства, откровенно любовались надстройками, каютами, тру бами, телеграфом, шлюпками. Селезнёв н е выдержал и бросился .в машинное отделение. Похлопал по- ци линдру ладонью и ласково сказал: — Значит, поработаем, старина! По кажем, на что мы способны! Вековой вместе с членами комиссии сел на катер. И до самого берега, стоя рядом с председателем, не спускал глаз с «Чернышевского», на мачте которого взвился сигнал «благодарим». С катера ответили: «Счастливого плавания!» — Славный старик! — негромко за метил кто-то из пассажиров катера. — Много пережил на своём веку. II Ветеран енисейского флота «Н. Г. Чернышевский» действительно пережил на своём веку немало. Особенно в пер вые годы плавания. Его биография — типичная биография дореволюционного сибирского парохода. Биография сравг нительно короткая, но бурная. Напрасно писатели и поэты любят ве личать Енисей седым и старым. Правда, в непогожие, штормовые дни, когда ра зыграются на реке вспененные волны, он похож на седого. Но стоит утихнуть ветру, и от седин не остаётся следа. Ку да вернее определение Чехова — «могу чий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и моло дость» . По-настоящему осваиваться человеком Енисей стал совсем недавно. А первые паровые суда на нём появились лишь в 1 8 6 3 году. Это были «Енисей» — мощ ностью в 6 0 лошадиных сил и «Опыт» — мощностью в 2 5 сил. Несколько позже появились пароходы «Николай» и «Александр» , тоже в 6 0 и 25 сил. Для сравнения интересно привести такие факты: в наши дни бакенщику СреднесЛадейского переката для служеб ных разъездов приписана моторная лод ка мощностью в 2 0 лошадиных сил, а мощность современного катера, который перевозит пассажиров и з Красноярска на правый берег Енисея, равняется 150 силам. И ещё две цифры: в 1875 году на Енисее работало пять пароходов общей мощностью в 2 0 0 лошадиных сил. За навигацию они еле успевали сделать по одному рейсу от Енисейска до Гольчи- хи. Сейчас наши пароходы делают на этом плёсе по пятнадцать рейсов за на вигацию. Мы не случайно упомянули о рейсах между Енисейском и Гольчихой. Выше Енисейска тогда пароходы не ходили. Мешал Казачинский порог, одолеть ко торый суда мощностью в 60 сил н е могли. В 18 7 8 году пароход «М осква» , обыч ное для того времени судно, открыл сообщение между Красноярском и Ми нусинском. Весь Енисей на всём его протяжении был освоен только в 18 8 6 году, когда через Казачинский порог прошёл пер вый на реке пароход мощностью в 50 0 лошадиных сил — пароход, который впо следствии был назван именем великого русского революционного демократа и замечательного писателя Н. Г. Черны шевского. Тогда он был ещё совсем молодым ко раблём. Впрочем, самым мощным пароходом на Енисее он оставался недолго. В 1887 году известный полярный исследователь А . М. Сибиряков, сыгравший большую роль в развитии енисейского судоход ства, построил пароход «Св. Николай» в 5 6 0 лошадиных сил, который вместе со «Св. Иннокентием» и туером «Илим» был предназначен для освоения бурной и порожистой Ангары. Но попытка пройти Ангарские поро ги не увенчалась успехом , и Сибиряков ликвидировал своё предприятие. Развитие судоходства на Енисее опять почти приостановилось. Богатейший наш. край в те годы ещё был краем каторги и ссылки, на который, по меткому заме чанию А . Н. Герцена, «мертвящее цар ское правительство» смотрело «только как на подвал, в котором много золота, много меху и другого добра, НО' который холоден, занесён снегом, беден средства ми жизни, не изрезан дорогами, не на селён» . Ни царские чиновники, ни круп ные промышленники европейской части России не были заинтересованы в раз витии сибирского транспорта, в том чис л е и водного. Достаточно сказать, что даже на 1 января 1 9 1 3 года весь флот Енисейского бассейна состоял из 2 9 па ровых судов, два из которых использо вались на переправе, а два находились в; личном пользовании владельцев. З а всю навигацию этого года сибир ский флот перевёз грузов столько, сколько сейчас наш бассейновый флот перевозит за несколько десятков ча сов. К этому нужно добавить, что до Ок тябрьской революции специальных пас сажирских судов на Енисее не было. Пассажиров возили на пароходах, кото рые одновременно буксировали баржи с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2