Сибирские огни, 1952, № 1
тйв самого здания Управления паро ходства. *** Разрешения капитан добился, и на другой день «Чернышевский» отдал якоря на виду чуть ли не всего Красно ярска. Пароход стоял сверкающий, праздничный, украшенный от носа до кормы через верхушки мачты пёстры ми флагами. Строго говоря, вывешивать флаги в. это время по существующим правилам не полагалось бы. Однако Вековой' мах нул рукой на правила. Так пароход вы глядел куда наряднее. .Свежепокрашенные надстройки при давали «старику» бодрый, моложавый вид. Из обеих труб парохода вырыва лись клубы дыма. И всё-таки от опытного глаза нельзя было скрыть, что пароход стоит слегка накренившись на правый борт.| Так сто ит на шумной, праздничной улице чело век, у которого одна нога короче дру гой. Погода с утра стояла неважная. Се рые косматые облака низко жались к реке и, казалось, вот-вот зацепятся за верхушки мачт. Моросил дождь. И это портило настроение. Но к полудню с юга потянул ветер, небо прояснилось. Пароход словно сжил под выглянувшим солнцем. Эки паж в новых, тщательно проглаженных форменных костюмах столпился на па лубе. Вековой, одетый тож е с иголочки, стоял на мостике, то и дело доставая гребёнку, и старательно причёсывал с е деющие волосы, одёргивал белый ки тель, косясь на блестящие пуговицы. Давно не видел экипаж «Чернышев ского» своего командира в таком со стоянии. На Енисее он работал более сорока лет. Дело своё знал в совершен стве и оставался невозмутимо-спокойным в самые опасные минуты. Неслучайно в его документах на присвоение персо нального звания значилось: «Благодаря многолетнему участию в социалистиче ском соревновании и хорошим результа там, тов. Вековой выработал сноровку к работе, укрепил свои знания и выко вал стойкий характер советского капи тана» . Член партии с начала Великой Оте чественной войны Сергей Николаевич считается в бассейне и серьёзным общ е ственником, отзывчивым и требователь ным командиром. Но сегодня ему плохо удавалось дер жать себя в руках. Он с трудом дождал ся минуты, когда к борту «Чернышев ского» подошёл, наконец, знакомый ка тер, и на палубу поднялись члены ко миссии. Вековой твёрдым шагом направился навстречу, на ходу ещё раз одёрнул ки тель и, подняв руку к козырьку фураж ки, отрапортовал: — Пароход имеет на борту 32 чело века судового экипажа. Все здоровы, больных нет. Пароход имеет полный запас топлива, продовольствия, готов к осмотру и выходу в плавание. Рядом с капитаном, вытянувшись, встал судовой механик Селезнёв. Смотр длился более трёх часов. Ко миссия обошла весь корабль и следом за ней, почти по пятам обходил поме щение за помещением экипаж судна. Особенно долго задержались в машин ном отделении, у цилиндра верхнего давления. Механик парохода, не дожи даясь, когда члены комиссии проверят цилиндр, дрогнувшим голосом заметил: — Трещины, конечно, образовались... Однако за 'цилиндр головой ручаюсь.... Сам буду следить... глаз не спущу... Инженер и з пароходства покачал го ловой, но не сказал ни слова. Это мол чание подействовало на Селезнёва со всем удручающе. Он отошёл в сторону и больше уж е ни во что не вмешивался Пали духом и кочегары. Комиссия отправилась дальше. Ос мотрели корпус корабля, рулевое и якорное устройство, спасательные сред ства, шлюпки. Механик теперь плёлся позади, волоча отяжелевшие ноги. Вре мя от времени он, вздыхая, перехваты вал невесёлые взгляды матросов. Но вот члены комиссии отошли в^ сторону, перебросились двумя-тремя сло вами, и председатель пригласил всех свободных от вахты в красный уголок. Напряжение достигло предела... Несколько минут, пока команда рас саживалась по местам, показались Веко вому самыми длинными в его жизни. Но и после того, как все устроились, председатель комиссии долго молчал’ что-то записывал в блокнот. Тишина. Слышно, как мерно пле щутся о борт парохода неторопливые волны. — Товарищи! По красному уголку пролетел мгно венный шелест. И снова всё стихло. Вашему пароходу семьдесят один год. ^ «Крышка»,— мелькнуло в голове В е кового, и он непроизвольно втянул го лову в плечи. Селезнёв почувствовал как у него затряслись колени, опустил на них тяжёлые руки, но дрожь не пре кращалась. 4 — Однако... Председатель минуту помедлил. — Учитывая образцовый уход за ме ханизмами, за пароходом, а также ваше горячее желание, чтобы «Чернышев ский» ещё поработал, комиссия пришла к заключению, что ещё на одну навига цию плавание вам можно разрешить. Но это будет уж е действительно послед няя навигация.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2