Сибирские огни, 1952, № 1
лубы и капитанские мостики, врывается в салоны и каюты, зажигает всеми цве тами радуги подвески люстр. Оно будто хочет проникнуть в самую глубь любого предмета, встреченного на пути, согреть и порадовать его. Немудрено. Температура воздуха — 18—20 градусов тепла. И в этот ж е самый день, по данным метеорологической сводки, в Енисейске -только 1—2 градуса тепла, в Турухан- ске — 14— 15 градусов холода, а в Ду динке — 2 4—2 5 градусов мороза. Там ещё зима. По льду реки неторопливо тянутся конные обозы , мчатся грузовые машины. Экипажи судов, неподвижно ■стоящих в затонах, кутаются в полушуб ки, прячась от холодного северного ветра. И все эти резкие контрасты можно наблюдать в один и тот ж е день на одной и той ж е реке. Только в конце мая ледоход доходит до Игарки, затем до Дудинки. И лишь в июне река ос вобождается от ледяных оков на всём протяжении. * ** Итак, навигация началась. Уже 53 •судна ушли в притоки Енисея, по кото рым они, пользуясь недолгим весенним подъёмом воды, должны забросить гру зы в далёкие национальные округа, на прииски. С верховьев Енисея, с Тубы з баржах и грузовых теплоходах идут в Красноярск десятки тысяч тонн про славленной минусинской пшеницы и му ки для дальнего севера. И на каждом из этих больших и маг лых судов уже вывешены на обоих бор тах доски показателей. Встречаясь на реке, пароходы, катера как бы делятся друг с другом своими первыми радост ными новостями. На некоторых судах , рядом с досками показателей, красуется надпись: «Ком сомольско-молодежное» . Это значит, что здесь вся команда, во главе с капита ном, штурманом, механиком, — комсо мольцы, молодёжь. Некоторые суда несут на своих мач тах рядом с присвоенным вымпелом второй, так называемый всебассейновый. Это значит, что экипаж корабля заво евал в соревновании первенство. В Красноярском затоне пусто. На якоре — только один пароход-старик «Н. Г. Чернышевский». ' Но и тот охва чен суматошной преднавигационной ли хорадкой. Команда ещё и ещё раз моет каюты и коридоры, до блеска начища ет палубы, подкрашивает борта, над стройки. На солнечной стороне ослепи тельно сверкают медные части корабля. Внизу приводят в порядок машину и котёл. Боцман Фёдор Степанович, мокрый от жары и возбуждения, звонко шлёпая туфлями, надетыми на босую ногу, за глядывает во все помещения парохода. На ходу бросая указания, боцман наво дит, как он выражается, «надлежащий порядок» . Следом за ним обходит судно капитан Вековой. Капитан шагает, как будто не торопясь, привычной развалистой поход кой. Он тоже успевает заглянуть всюду, и тоже делает на ходу замечания: свар ливо ворчит, заметив какую-нибудь оп лошность. Однако под нахмуренными бровями в открытых синих глазах его теплится весёлая усмешка. Он доволен. Похоже на то, что его расчёты могут оправдаться. А расчёты Векового, да и всей су довой команды, идут далеко. Дело в том_, что на завтра назначен смотр, который окончательно решит судьбу парохода — плавать ему этим летом или ж е ... или ж е будет сказано: «довольно, старина! Ты своё сделал. Пора на покой» . Капитан ещё раз обошёл корабль. Никто его ни о чём не спрашивал, но в глазах каждого, кто встречался с ним, он читал один и тот ж е вопрос: — Отстоим старика? Капитан в ответ только пожимал пле чами. Он понимал, что если комиссия скажет: «довольно» , — она будет пра ва. «Чернышевский» действительно своё сделал. Отплавал. Механизмы его держались только на образцовом уходе , конструкция устарела. Бортовая об шивка парохода носила на себе явные следы перенесённых испытаний и буй ных енисейских штормов. Толщина её не превышала четырёх миллиметров, а местами доходила до двух. Это вме сто семи! И, конечно ж е , на новом суд не дружная, спаянная команда парохода могла сделать много больше. Но с другой стороны... Все в Енисей ском пароходстве знали, как эта коман да привязана к своему судну, как упор но она уж е три навигации подряд свои ми блестящими рейсами доказывала его право на существование. В се знали и то, что ещё зимой чернышевцы в пись м е к товарищу Сталину обязались и в эту навигацию намного превысить нор мы, принятые для пароходов его типа, более совершенной конструкции и луч ше оборудованных. Правда, в бассейне подшучивали: «Вы бы ещё новые теплоходы на соревно вание вызвали!» Но Сергей Николаевич Вековой невозмутимо отвечал: — В этом году посоревнуемся с на шей ровней, а там посмотрим, — может, и теплоход вызовем». В победе в соревновании капитан был совершенно уверен. Лишь бы past- решили плавать. А вот в этом уверенно сти не было. Сергей Николаевич простился с командой и сошёл на берег. Он решил попросить начальство провести смотр не в затоне, а на большом рейде, про-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2