Сибирские огни, 1952, № 1

З а п и с к и О ы в а л И. НАЗАРОВ На Е н и с е е -р е к е «Биографией речного корабля» мы открываем серию очерков, объединён­ ных общим названием «На Енисее-реке» . Автор их — начальник управления Енисейского госпароходства генерал-директор речного флота 3 ранга Иван Ми­ хайлович Назаров. Почти двадцать лет отдал Енисею товарищ Назаров. Он десятки раз про­ шёл любимую реку от верховьев до устья, побывал почти на всех более или менее значительных её притоках, не раз бороздил на речных кораблях суровые полярные моря далёкой Арктики. Изучив весь Енисейский бассейн, автор близко знает и своих соратников — отважных речников, знает их работу, настроения, быт. В очерках читатель найдёт интересный познавательный материал, характе­ ризующий один из крупнейших и богатейших речных бассейнов Советского Союза. Некоторые фамилии в очерках даются в изменённом виде. БИОГРАФИЯ РЕЧНОГО КОРАБЛЯ I Кто из нас, советских людей, живу­ щих или просто бывавших на живопис­ ных берегах Енисея, н е перечитывал с волнением коротеньких, но вырази­ тельных чеховских строк из писем о Сибири: «Н е в обиду будь сказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Пу­ скай Волга нарядная, скромная, груст­ ная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость». Великолепен Енисей и в тихую, яс­ ную погоду, и в часы неистовых штор­ мов, золотой, погожей осенью и долгой морозной зимой. Но особенно прекрасен Енисей весной, когда с неуёмной силой освобождается он от шестимесячного, а на дальнем севере даже восьмиме­ сячного ледового плена. Кому приходилось наблюдать ледоход на Волге, тот легко представляет это внушительное зрелище, эту мощь и неукротимость реки, по которой плывут сплошной массой огромные льдины, со звоном сталкиваясь друг с другом, на­ ползая одна на другую. Но насколько величественнее ледоход на Енисее! Ледоход на Волге — это радостное сбрасывание зимней одежды под улыб­ чивым взглядом весеннего солнца. Ле­ доход на Енисее — тяжёлые, мучитель­ ные роды реки, когда день и ночь стоит над нею глухой, несмолкающий гул. И кажется, будто какое-то невероятно сильное живое существо поднялось и пошло, и нет такой силы, которая могла бы остановить его богатырскую поступь. Что может быть величественнее ле­ дяных заторов на Енисее! Остановлен­ ная1 вздыбленными льдинами вода под­ нимается на 8—10 метров выше своего уровня, а ниже Енисейска — даже на 2 5—28 метров. Нетрудно представить себе всё величие минуты, когда вода прорвёт, наконец, такой затор и с неве­ роятной скоростью понесётся дальше на север до новой встречи с многометро­ вым нагромождением льда. Отличительная особенность Енисея, как и всех сибирских рек, текущих с юга на север, — большая разница в тем­ пературе воздуха в один и тот ж е день и час. В последние дни апреля, в Крас­ ноярске, например, обычно начинается навигация. На большом рейде у прича­ лов порта, элеватора, у лесоперевалоч­ ной базы уже грузятся большие и ма­ лые речные корабли. Рейдовые манев­ ровые пароходы торопятся расставить по причалам всё новые и новые суда. Словно перед парадом, аккуратно, по форме одеты и подтянуты судовые команды. Празднично настроены не только молодые, но и бывалые, отдав­ шие реке не один десяток лет, капита­ ны и штурманы. Солнце льётся на па­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2