Сибирские огни, 1951, № 6

любви к Родине, потребности ярким сло­ вом выразить эту любовь. Наиболее чётко это видно в творче­ стве Ивана Фролова. Поэт славит про­ стых людей, тех тружеников, которые отдают все свои силы делу укрепления могущества любимой Родины. Он умеет показать, что в советской стране любая профессия, труд на любом участке яв­ ляются делом чести, делом славы, делом доблести и геройства. Замечательной удачей И. Фролова яв­ ляется стихотворение «Телефонистка», в котором он простыми и точными сло­ вами передаёт чувства и переживания рядовой телефонистки, когда она узнаёт, что одним из её абонентов является ве­ ликий вождь. Стихотворение «Телефонистка», в ко­ тором высокая идейность сочетается с высокими художественными качествами, является показателем незаурядных поэ­ тических способностей И. Фролова. К сожалению, И. Фролов после «Те­ лефонистки» написал ряд таких произ­ ведений, которые нельзя назвать ина­ че, как перепевом. Он стал переписы­ вать самого себя, отказавшись от новых поисков, от новых усилий. За Последнее время И. Фролов напи­ сал три поэмы: «Да будет мир», «Все учатся», «День рождения». Однако и здесь его постигла неудача. В этом убеж­ дает читателя первое же четверостишье: Не знало всё село Кошачьи Ляги Таких заздравны х тостов и речей. Над двухэтажным домом — флаги, флаги, У к аравая —семьдесят свечей. Каждая строчка здесь вызывает со­ мнение. К чему такое несуразное назва­ ние села? -Почему —■«тостов и речей», разве заздравная речь не тот же тост? Для чего — «Над двухэтажным домом — флаги, флаги», а не один флаг? Наконец, зажигать «у каравая семьдесят све­ чей» — это не русский обычай. Иван Фролов находится в процессе становления, вырабатывает собственный голос. В связи с этим ему особенно важ­ но знать свои, недостатки, мешающие его дальнейшему росту. Первый из них — низкая требовательность к себе, второй —•слащавость, излишняя сенти­ ментальность, проскальзывающая во многих стихах. Поэт Марк Юдалевич давно знаком алтайскому читателю. Наиболее удачным его произведением является поэма «Пол­ зунов». Великий изобретатель показан в ней как патриот России, для которо­ го стремление «облегчить труд по нас грядущим» было смыслом всей его жиз­ ни. На предложение англичанина Брука переехать в Англию, где «двести шил­ лингов будут платить в неделю», Пол­ зунов отвечает: Мы живём небогато. Одеты неважно. Но отечество, сударь, У нас непродажно. Поэма «Ползунов» — свидетельство несомненного творческого роста автора. Жаль только, что М. Юдалевич не смог связать историческую тему с сегодняш­ ним днём. Даже в хорошем, политиче­ ски зрелом и остром эпилоге, где поэту представлялась полная возможность для этого, его прельстил «экскурс краткий хотя бы в средине века». Связь с со­ временностью выражена, пожалуй, толь­ ко в одной фразе: «Что времена теперь другие и русские давно не те». Поэт прошёл мимо факта, что на великих стройках коммунизма работают тысячи машин, ведущих своё начало от паровой машины Ползунова. Какая это поистине поэтическая мысль! Если бы она появи­ лась в ' поэме, по-новому засверкал бы образ великого русского изобретателя. Подробно говорил докладчик о твор­ честве писателей Горного Алтая. За по­ следнее время в области несколько ожи­ вилась литературная жизнь. Если пять лет тому назад алтайцы знали трёх-четы- рёх своих писателей, то ныне можно уже назвать около двух десятков способных литераторов. Плодотворно работает мо­ лодая поэтесса Александра Саруева, создавшая интересную поэму о колхоз­ ных людях. Владимир Кучияк воспевает героические будни тружеников Горного Алтая, великие стройки коммунизма, комсомол, пишет гневные стихи об аме­ риканских агрессорах, развязавших кро­ вавую бойню в Корее. Чалчик Чуниже- ков в поэме «Труд» создал запоминаю­ щийся образ сказителя Николая Улага- шева, которому советская власть дала светлую жизнь. Ряд удачных произве­ дений написали поэт-колхозник С. Ку- дермеков, прозаик И. Кочеев, скази­ тель Алексей Калкин. Докладчик подверг резкой критике одного из наиболее старых поэтов Гор­ ного Алтая — Чота Енчинова. Его поэма и пьеса пользуются успехом среди алтайцев. Однако Енчинов перестал работать. За последние годы, кроме одной главы повести да несколь­ ких коротких стихотворений, им ничего не написано. Заканчивая обзор творчества прозаи­ ков и поэтов края, докладчик говорил: — Тематика произведений наших пи­ сателей ещё узка. Алтай превратился из аграрного в индустриально-аграрный край. Но прозаики, да и поэты, не по­ казывают жизнь рабочего класса Ал­ тая — творца первоклассных тракторов, дизелей, паровых котлов и других ма­ шин и механизмов, не создают произве­ дений о наших лесорубах, химиках, транспортниках. Произведений о колхозной деревне у нас больше. Но почти все писатели

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2