Сибирские огни, 1951, № 6

созванное крайкомом партии в январе 1 9 5 0 года. После этого совещания ли­ тераторы Алтая написали ряд произве­ дений, которые заслуживают внимания читателей и литературной критики. Перед нынешним совещанием стояла задача не только избрать бюро краевого отделения Союза писателей, но и подве­ сти итоги творческой работы писателей Алтая и наметить меры её улучшения. С докладом на эту тему выступил за­ ведующий отделом пропаганды и агита­ ции крайкома ВКП(б) тов. Трушин. — За последние два года, — сказал докладчик, — в альманахе «Алтай» и литературно-художественном сборнике «Тебе, Родина» опубликованы произве­ дения тридцати четырёх местных про­ заиков, очеркистов, поэтов. С отдельны­ ми книгами выступили Иван Фролов, Марк Юдалевич, Николай Павлов. Не­ которые алтайские авторы стали печа­ таться за пределами края — повесть Н. Павлова «Горячее лето» опубликова­ на в «Сибирских огнях», стихи И. Фро­ лова, А. Садыкова, К. Козлова печата­ ются в «Сибирских огнях» и в цент­ ральных журналах. Докладчик отметил как положительное явление тот факт, что прозаики Алтая обращаются к наиболее важным вопро­ сам современности. Их произведения по­ священы магистральной теме сегодняш­ него дня — теме труда, строительства коммунизма. Наиболее значительным и по объёму и по содержанию прозаическим произве­ дением последних лет, из числа создан­ ных алтайскими писателями, является повесть «Горячее лето» Н. Павлова. Этот автор начал печататься в 1 9 4 9 го­ ду и за короткий срок заметно вырос. Успех обеспечивается, прежде всего, тем, что Павлов работает в большом кол­ лективе Барнаульского котельного заво­ да, повседневно общается с рабочими и инженерно-техническими работниками, настойчиво учится. Н. Павлов поднимает индустриальные темы, показывает творческий труд ра­ бочего класса. В повести «Горячее лето» автор показал новое, коммунисти­ ческое отношение людей к труду, а так­ же роль коллектива в борьбе с косно­ стью и рутиной. Неплохо отображена в этом произведении руководящая роль партийной организации на новостройке. Вместе с этим, повесть «Горячее лето» не свободна от ряда крупных не­ достатков. Писатель не раскрыл как сле­ дует образ главного героя Владимира Карпова, не мотивировал его временный разрыв с Тоней. Недостаточно раскрыт и образ Хаза- рова. Коммунист Хазаров — это старый строитель, но он является человеком честолюбивым, не желающим учиться и невольно мешающим внедрению новых методов строительства. Автор справедли­ во заставил его перестраиваться, но про­ цесса перестройки, то есть самого глав­ ного, самого интересного, не показал. Рассказы и повесть Н. Павлова изо­ билуют пространными описаниями техно­ логических процессов, перегружены де­ талями и терминами, не всегда понятны­ ми массовому читателю. Зачастую тех­ ника в произведениях молодого писателя заслоняет человека. Язык героев не ин­ дивидуализирован, писатель ещё не на­ учился отбирать те слова, которые ярко и вместе с тем наиболее точно выража­ ли бы мысли. Эти недостатки, к сожалению, типич­ ны для творчества многих наших писа­ телей. Журналист П. Бутурлакин первое своё художественное произведение по­ святил показу колхозной деревни после­ военных лет. Повесть «Огни в степи» построена на жизненном материале. Автор нашёл убедительные детали для того, чтобы проиллюстрировать неодоли­ мый закон современности: руководитель, отстающий от жизни, не понимающий её революционного развития, не встретит * поддержки у народа. Молодому писате­ лю в некоторой степени удалось показать новое в жизни колхозов, борьбу со ста­ рым, нарисовать выразительные карти­ ны коллективного труда колхозников. К недостаткам повести «Огни в сте­ пи» докладчик отнёс, в первую очередь, схематичность показа центрального ге­ роя произведения — секретаря парторга­ низации Говоркова. В произведении П. Бутурлакина нема­ ло удачных страниц, однако с ними со­ седствуют сухие, невыразительные ку­ ски, написанные бледным, протокольным языком. Повесть перегружена персона­ жами. В ней действуют двадцать пять человек да, кроме того, более десятка просто названы без всяких характери­ стик. Анализируя творчество других про­ заиков края, докладчик дал положи­ тельную оценку опубликованным в по­ следнем номере альманаха «Алтай» рас­ сказам Александра Трескова, подкупаю­ щим своей теплотой, искренностью. Не в пример этому молодому писателю, Александр Демченко, в поисках зани­ мательного сюжета, иногда уходит от жизни, берёт не то, что является типич­ ным, определяющим собой нормы пове­ дения советских людей. Рассказ А. Дем­ ченко «Элита», например, построен на том «событии», что неудачно подобран­ ный уполномоченный райисполкома при­ казывает руководителям колхоза сдать в хлебопоставки элитные семена. Сообщив, что в крае имеется сравни­ тельно большой отряд поэтов, печатаю­ щихся в альманахе «Алтай», сборниках и газетах, докладчик говорил об их еди­ ной отличительной черте — горячей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2