Сибирские огни, 1951, № 6
раз видеть поразительные примеры му жества и энергии, скажу без преувели чения — беспримерные. Такой народ стоит того, чтобы посвятить ему свои силы, и я до конца дней своих останусь верен задаче служить, по мере данных мне природою способностей, моей роди не и пароду. ...Мы всем обязаны народу, его рука ми добываются земли и все неисчерпае мые сокровища, какими славится Си бирь. Мы уже много пили тостов, но ни кто ещё не провозгласил тоста за нашего простолюдина, за этого скромного ги- ганта-труженика, потом и кровью соз дающего благосостояние и величие Рос сии» . Речь была произнесена через не сколько месяцев после убийства народо вольцами Александра II и воцарения на престол Александра III. В стране сви репствовала реакция, всё усиливались террор и репрессии. В этой обстановке слова Наумова звучали как прямой вы зов самодержавию, ненавидевшему и уг нетавшему трудовой народ. 5 В 1 8 8 4 году Николай Иванович сно ва уехал в Сибирь. На этот раз уже на всегда. Это был период, когда в стране поднимался единственно революционный класс — пролетариат. Начиналась, как писал Ленин, буря. Пролетариат подни мал к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Большинство народников, — как от мечается в кратком курсе истории ВКП(б), — вскоре после разгрома партии «Народной воли» отказалось от револю ционной борьбы с царским правитель ством. Народники в 80-х и 90-х годах стали выразителями интересов кулаче ства. Народники начали восхвалять ку лацкие хозяйства. Наумов не стал на путь восхваления кулачества. В новых рассказах и очерках он попрежнему непримиримо обличал ку лаков и их покровителей — царских чи новников. Но со страниц этих произве дений исчезли организаторы активных форм борьбы с кулачеством и властями. Появились правдоискатели, обличители- одиночки, оторванные от масс крестьян ства. В годы реакции 80—90-х годов, когда всё прогрессивное жестоко преследова лось, Наумов, как и раньше, показывал страдания народа, вскрывал зверские формы эксплоатации его и, тем самым, попрежнему делал прогрессивное дело. В период борьбы марксистов с народ никами Наумов, живя в большом отда лении от рабочих центров, не понял этой борьбы и жил и тогда идеалами 6 0— 70-х годов. Но он никогда не стоял на позиции либеральных народников. Наумов не понял рабочего социализ ма, не понял новых людей и, естествен но, не стал их певцом. Но он не пошёл и в лагерь буржуазных либералов. Он глубоко переживал отход народников от боевого демократизма 70-х годов к про поведи «малых дел», их скатывание к пошлому мещанскому радикализму. Наумов не показал в своих произведе ниях правильного выхода из социальных противоречий своего времени. Он его не видел. Но к какой бы теме ни обра щался писатель, он постоянна боролся за интересы угнетённых и обездоленных. Выступая как писатель-демократ и реа лист, Наумов отстаивал права «просто го» человека, который прежде всего ис пытывал на себе тяготы эксплоататор- ского строя. Неустанно критикуя суще ствовавший строй, Наумов глубоко ве рил в лучшее будущее русского народа. Он был глубоко убеждён, что «и над нашим краем солнышко взойдёт». С. КОЖЕВНИКОВ. К р а ев о е сов ещ ани е пи сат ел ей Алтая Решением секретариата ССП СССР в Барнауле создано краевое отделение Союза советских писателей. В связи с этим в конце ноября текущего года Ал тайский крайком партии созвал совеща ние писателей Алтайского края. В ра боте его приняли участие молодые про заики и поэты как живущие в Барнау ле, так и в районах края и в Горно-Ал тайской автономной области. Это уже третье совещание за после военные годы. Первое проведено в 1 9 4 8 году, на нём были заложены ос новы объединения молодых литератур ных сил. После первого совещания на чал выходить альманах «Алтай» (по на стоящее время вышло пять книг альма наха). Редколлегии «Алтая», при непо средственной и постоянной помощи крае вого комитета партии, удалось выявить и объединить вокруг альманаха ряд ода рённых, растущих, молодых писателей. Особенное оживление в литературную жизнь края внесло второе совещание,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2