Сибирские огни, 1951, № 6

раз видеть поразительные примеры му­ жества и энергии, скажу без преувели­ чения — беспримерные. Такой народ стоит того, чтобы посвятить ему свои силы, и я до конца дней своих останусь верен задаче служить, по мере данных мне природою способностей, моей роди­ не и пароду. ...Мы всем обязаны народу, его рука­ ми добываются земли и все неисчерпае­ мые сокровища, какими славится Си­ бирь. Мы уже много пили тостов, но ни­ кто ещё не провозгласил тоста за нашего простолюдина, за этого скромного ги- ганта-труженика, потом и кровью соз­ дающего благосостояние и величие Рос­ сии» . Речь была произнесена через не­ сколько месяцев после убийства народо­ вольцами Александра II и воцарения на престол Александра III. В стране сви­ репствовала реакция, всё усиливались террор и репрессии. В этой обстановке слова Наумова звучали как прямой вы­ зов самодержавию, ненавидевшему и уг­ нетавшему трудовой народ. 5 В 1 8 8 4 году Николай Иванович сно­ ва уехал в Сибирь. На этот раз уже на­ всегда. Это был период, когда в стране поднимался единственно революционный класс — пролетариат. Начиналась, как писал Ленин, буря. Пролетариат подни­ мал к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Большинство народников, — как от­ мечается в кратком курсе истории ВКП(б), — вскоре после разгрома партии «Народной воли» отказалось от револю­ ционной борьбы с царским правитель­ ством. Народники в 80-х и 90-х годах стали выразителями интересов кулаче­ ства. Народники начали восхвалять ку­ лацкие хозяйства. Наумов не стал на путь восхваления кулачества. В новых рассказах и очерках он попрежнему непримиримо обличал ку­ лаков и их покровителей — царских чи­ новников. Но со страниц этих произве­ дений исчезли организаторы активных форм борьбы с кулачеством и властями. Появились правдоискатели, обличители- одиночки, оторванные от масс крестьян­ ства. В годы реакции 80—90-х годов, когда всё прогрессивное жестоко преследова­ лось, Наумов, как и раньше, показывал страдания народа, вскрывал зверские формы эксплоатации его и, тем самым, попрежнему делал прогрессивное дело. В период борьбы марксистов с народ­ никами Наумов, живя в большом отда­ лении от рабочих центров, не понял этой борьбы и жил и тогда идеалами 6 0— 70-х годов. Но он никогда не стоял на позиции либеральных народников. Наумов не понял рабочего социализ­ ма, не понял новых людей и, естествен­ но, не стал их певцом. Но он не пошёл и в лагерь буржуазных либералов. Он глубоко переживал отход народников от боевого демократизма 70-х годов к про­ поведи «малых дел», их скатывание к пошлому мещанскому радикализму. Наумов не показал в своих произведе­ ниях правильного выхода из социальных противоречий своего времени. Он его не видел. Но к какой бы теме ни обра­ щался писатель, он постоянна боролся за интересы угнетённых и обездоленных. Выступая как писатель-демократ и реа­ лист, Наумов отстаивал права «просто­ го» человека, который прежде всего ис­ пытывал на себе тяготы эксплоататор- ского строя. Неустанно критикуя суще­ ствовавший строй, Наумов глубоко ве­ рил в лучшее будущее русского народа. Он был глубоко убеждён, что «и над нашим краем солнышко взойдёт». С. КОЖЕВНИКОВ. К р а ев о е сов ещ ани е пи сат ел ей Алтая Решением секретариата ССП СССР в Барнауле создано краевое отделение Союза советских писателей. В связи с этим в конце ноября текущего года Ал­ тайский крайком партии созвал совеща­ ние писателей Алтайского края. В ра­ боте его приняли участие молодые про­ заики и поэты как живущие в Барнау­ ле, так и в районах края и в Горно-Ал­ тайской автономной области. Это уже третье совещание за после­ военные годы. Первое проведено в 1 9 4 8 году, на нём были заложены ос­ новы объединения молодых литератур­ ных сил. После первого совещания на­ чал выходить альманах «Алтай» (по на­ стоящее время вышло пять книг альма­ наха). Редколлегии «Алтая», при непо­ средственной и постоянной помощи крае­ вого комитета партии, удалось выявить и объединить вокруг альманаха ряд ода­ рённых, растущих, молодых писателей. Особенное оживление в литературную жизнь края внесло второе совещание,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2