Сибирские огни, 1951, № 6
произведения, которые наиболее отвеча ли целям революционной пропаганды. С этим сборником передовая народни ческая интеллигенция ходила «в на род» . «В семидесятых годах, — писал Г. В. Плеханов, — Н. И. Наумов пользовал ся огромной популярностью в самых пе редовых слоях нашей народнической ин теллигенции. Его произведениями зачи тывались. Особенный успех имел сбор ник «Сила солому ломит». В 1 8 8 0 году Николай Иванович вы ступил с двумя новыми значительными произведениями — «Паутина» и «Гор ная идиллия». В первом из них писа тель снова повёл своих читателей в зо лотоносную тайгу, но на этот раз он повествовал не об условиях труда ра бочих на приисках, а о выходе их из тайги после окончания рабочего сезо на, о грабительской «паутине», которая расставлялась торговцами и кулаками на пути рабочих. «Паутина» — это обо ротная сторона тягостных условий тру да рабочих. В очерке «Горная идиллия» Наумов первый из писателей поднял голос про теста против жестокой эксплоатации ма лых народов Сибири, против патриар хально-феодального гнёта, который ца ризм намеренно культивировал на окраи нах России. О сибирских народах писали многие литераторы и до Наумова. Но все они видели в их быте лишь «животные» стороны, увлекались лишь «экзотикой». Наумов взглянул на жизнь этих народов иными глазами, глазами писателя-демо- крата, реалиста. И он увидел в их жиз ни такие картины, от которых «хочет ся бежать за тридевять земель». 4 В 18 8 1 году вышел второй сборник очерков и рассказов Наумова — «В ти хом омуте», в 1 8 8 2 — третий «В забы том краю». Этими сборниками был как бы подведён итог литературной работы писателя за четверть века. Н. И. Наумов был одним из той плея ды писателей, которые отражали в сво ём творчестве революционное движение семидесятых годов, — движение рево люционного народничества. В 70-х годах деревня была ареной острой классовой борьбы. Действующи ми лицами этой борьбы были: дворяне- помещики, кулачество, миллионные мас сы крестьян — мелких производителей, жестоко страдавших от двойной эксплоа тации помещиков и кулаков, начавшая быстро формироваться в деревне бед нота. Изображение этих сил в деревне и той классовой борьбы, которая между ними разгоралась, и составляло главное содержание литературных произведений писателей-ыародников семидесятых го дов. Ставить знак равенства между писате- лями-народниками и теоретиками народ ничества нельзя. Русское народничество придерживалось глубоко ошибочных взглядов на экономическое и политиче ское развитие общества. В творчестве Наумова нашли отраже ние некоторые народнические взгляды. Например, он считал, что появление сельской буржуазии —■кулачества яв ляется случайностью, как нечто при несённое извне. В ряде произведений он идеализировал мелкие крестьянские хозяйства, не понимая, что именно онс рождает кулачество. Он не видел настоя щих путей преобразования общества, не видел те настбящие силы, которые мог ли бы осуществить это преобразование. Однако Наумов очень цасто исходил в своём творчестве не из народнических доктрин, а из самой жизни. Непосред ственные наблюдения жизни показали пи сателю, что старый, идеализируемый на родниками уклад крестьянской жизни разлагается. И Наумов во многих своих произведениях показал, как разлагаются старые устои, как господствует в дерев не свирепый закон: «каждый за себя». В ряде рассказов и очерков он под нимается до правильного понимания социальных причин происхождения ку лачества. В противовес народникам, не видев шим связи буржуазии с государством и возлагавшим надежды на власть в борь бе с кулачеством, Наумов ясно понимал и СО' всей определённостью показывал в своих произведениях, что сельская буржуазия тесно связана с властями и что эти власти бдительно охраняют её интересы. «Я уже не раз говорил о том, — чи таем мы в «Истории русской литера туры» Горького, — что беллетристиче ские произведения народников мало имеют общего с теорией народничества, с политическими и культурными задача ми этого учения. Беллетристычнародо- любцы дали огромный материал к по знанию экономического быта нашей страны, психических особенностей её народа, изобразили его нравы, обычаи, его настроения и желания». Это в полной мере относится к Н. И. Наумову. Николай Иванович Наумов искренне любил народ и глубоко верил в его си лы. Он это великолепно выразил в ре чи, произнесённой в 1881 году в день 300-летия присоединения Сибири: «Я счастлив уже тем, — говорил он,— что судьба дала мне возможность с дет ства наблюдать жизнь нашего простолю дина, оценить гибкий, мощный ум его. постоянно слышать его речь, дышащую неподдельным юмором и сарказмом, не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2