Сибирские огни, 1951, № 6
род знает Ермака как национального ге роя, его имя стало легендарным. О Ер маке народ поёт в песнях, о нём он рас сказывает в былинах'. В устном народном творчестве Ермак изображается то как младший богатырь земли русской, племянником Ильи Му ромца, то сравнивается с вождём народ ным — Степаном Разиным. Народ славит Ермака, и это неслу чайно. В Ермаке проявились лучшие ка чества русского воина. Он отличался доблестью, отвагой, энергией, осторож ностью и рассчитанностью в своих дей ствиях, несгибаемой волей и целеустрем лённостью. Помимо военного таланта, Ермак обладал прекрасными моральны ми качествами, он пользовался непрере каемым авторитетом у казаков, которых поднял и повёл в Сибирь. Летописец го ворит, что казаки после смерти Ермака «горько плакатеся об нем бе бо велвми мужествен и разумен, и человечен, и -зрачен и всякой мудрости доволен». Ер мак не походил на известных завоевате лей Пизарро и Картеса. В своём обра щении с туземцами Сибири он был весь ма гуманным. И раскрыть перед уча- -щимися образ этого народного героя, выдающегося человека нашего прошло го, талантливого военачальника не из княжеской, а из народной среды — бла городная задача школьного учебника по отечественной истории. Однако эту задачу можно выполнить лишь только в том случае, если будет восстановлена истинная картина борьбы за Сибирь, если поход Ермака будет представлен таким, каким он был на са мом деле. Авторы же учебника очень ■упрощённо представляют его. Вся экс педиция Ермака в Сибирь им кажется больше лёгкой прогулкой, чем настоя щим боевым походом, связанным с боль шими трудностями. Они значительно уменьшают силы и боеспособность си бирских татар и преувеличивают техни ческое превосходство казаков. А это не ■соответствует исторической действитель ности. Третьей крупной ошибкой их следует считать одностороннее объяснение при чин поражения сибирских татар, Вот что они пишут: «Сравнительно быстрая по беда (?!) над сибирским •ханством объяс няется, помимо технического превосход ства русских войск, отсутствием полити ческого единства среди татар. Сибир- 1 См. древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым, 1938, стр. 74—86; Летописи Государств. Литературного музея. Былины И. С. Крюковой, т. II, Мо сква , 1941, стр. 509—548; Сборник донских народных песен, составлен А. Соловьёвым, СПБ. 1866, стр. 76—77- Онежские былины, записаны А. Ф. Гильфердинг летом 1871, СПБ, 1873; Песни, собранные П. Н. Рыбни ковым, т. II, Москва, 1862; Песни, собранные ТТ. Н. Киреевским, Москва, 1860 г., вып. I, •стр. 58—66 и др. ское ханство распадалось на ряд мелких владений, плохо меледу собой спаянных» (стр. 152). Такое объяснение принципиально не- правильно (кстати сказать, оно почти полностью совпадает с соответствующим местом вузовского учебника1. Школь нику нужно было обязательно расска зать о храбрости русских казаков и сол дат, о их уменье преодолевать тяжёлые природные условия и условия походной жизни, ибо одно техническое превосход ство само по себе ничего не стоит. Таковы основные принципиальные не достатки • учебника в изложении темы о завоевании Сибири. Нельзя не обратить внимания на стиль и язык рецензируе мого параграфа. Язык учебника опреде лённо непосилен для школьника. Вооб ще некоторые главы учебника написаны сухо, языком плохой газетной статьи, а не живым и гибким литературным рус ским языком, каким как раз и должен быть составлен школьный учебник. По существу параграф 41 школьного учеб ника представляет собою просто неболь шую переделку соответствующего разде ла вузовского учебника. По своему плану, содержанию и ма нере изложения параграф 41 школьно го учебника является сокращением и некоторым, часто незначительным, из менением параграфа 9, главы 19 ву зовского учебника. Такой метод работы при составлении школьного учебника явно неверный. Нельзя одним и тем же языком гово рить и со школьниками, и со студента ми университета, готовящимися стать ис ториками. В заключение нам кажется, что ре цензируемый параграф школьного учеб ника должен быть коренным образом пе ределан, и переделан в таком направле нии: 1) Следует выбросить описание вла дений Строгановых, оно излишне, ибо ничего не объясняет, а только загро мождает учебник, и без того перегру женный материалом. Начало завоевания Сибйри нужно связать с ликвидацией татарских ханств на Волге. 2) Подробнее и живее рассказать о походе Ермака, не преуменьшая всех трудностей в завоевании Сибири. Необ ходимо дать хотя бы краткую характе ристику личности Ермака и уж обяза тельно указать на отношение к нему на рода. 1 В вузовском учебнике написано: «Сравнительно лёгкий успех небольшого отряда Ермака, помимо лучшего техниче ского снаряж ения (огнестрельное оружие было неизвестно народам Сибири), объ яс няется отсутствием единства в Сибирском ханстве, состоящем из ряда полунезависи мых татарских и туземных княжеств». («Ис-. тория СССР», т. I, под ред. акад. В. Д. Гое- кова, члена-корр. Академии наук С. В. Бах рушина, проф. В. И. Лебедева. Издание вто рое, 1947, стр. 346).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2