Сибирские огни, 1951, № 6

Вопрос о завоевании Сибири в освещ ении школьного учебника Школьный учебник ио истории СССР, написанный крупными учёными-истори- ками страны, выдержал несколько изда­ ний и давно уже стал настольной кни­ гой наших учащихся. Авторы его, при каждом переиздании, опираясь на но­ вейшие достижения советской историче­ ской науки, улучшают и совершенству­ ют свой труд. И тем не менее учебник этот всё ещё содержит крупные недо­ чёты. Некоторые его главы нуждаются в пересмотре. В этой заметке мне хо­ чется высказать свои соображения по поводу одного из параграфов учебника. Речь идёт о параграфе 41 «Народы За­ падной Сибири в конце XVI века»: в нём рассказывается о владениях Стро­ гановых, о походе Ермака в Сибирь и присоединении Западной Сибири!. Эта тема ,может иметь в школьном препода­ вании большое воспитательное значение, если она будет освещена надлежащим образом как со стороны научной, так и педагогической. К сожалению, в школьном учебнике «История СССР» эта тема дана не­ удовлетворительно. Во-первых, крупным недостатком учебника является тенденциозное пре­ увеличение роли сольвычегодских соле­ промышленников Строгановых в завое­ вании Сибири. Авторы учебника счита­ ют Строгановых инициаторами покоре­ ния Западной Сибири. Поход Ермака рассматривается ими как частная экспе­ диция Строгановых. На странице • 151 учебника мы читаем: «В 1581 г. Строгановы направили на Урал отряд наёмных казаков под на­ чальством атамана Ермака Тимофееви­ ча, снабдив их продовольствием, оружи­ ем и судами». Такая постановка вопроса не являет­ ся научно объективной. В исторической литературе сложилось три различных представления о завоевании Сибири. Од­ на группа исследователей считает, что инициатором завоевания Сибири являет­ ся Ермак и его казаки, которые во вре­ мя подготовки похода получили мате­ риальную поддержку со стороны купцов Строгановых, при этом поддержку, ока­ занную не столько добровольно, сколь­ ко по принуждению.2 Вторая группа историков относит инициативу завоевания купцам Строга­ новым, а Ермаку отводит второстепен­ ную роль предводителя наёмных каза­ ков, состоящих на службе у «менитых. людей Строгановых. И, наконец, третья группа учёных отрицает всякое участие- Строгановых в завоевании Сибири, счи­ тая это исключительно заслугой Ермака. Собственно, все эти три взгляда воз­ никли ещё в XVII столетии, мы с ними, встречаемся в так называемых сибир­ ских летописях. Первая точка зрения нашла своё отражение в Кувгурекой ле­ тописи, вторая — в Строгановской и третья — в Есиповской. И хотя споры вокруг этого вопроса продолжаются поч­ ти три столетия, строго говоря, если ис­ ключить третью точку зрения, которая имеет сравнительно мало сторонников, а также и аргументов в свою пользу, мы не можем отдать предпочтения какой- нибудь одной из двух первых концеп­ ций. Известный историк проф. С. В. Ба­ хрушин попытался снять эту проблему с обсуждения вообще, признав её неакту­ альной. Но это неправильно и методологиче­ ски и исторически. Да й, как известно, это не прекратило спора. Совсем недав­ но проф. А. И. Андреев (Очерки по- историковедению Сибири XVII в., Ле­ нинград, 1940 г.) привёл новые и неоп­ ровержимые доказательства против- Строгановской летописи, а тем самым и против строгановской концепции завое­ вания Сибири. Однако здесь не место- распространяться на эту тему. Одно не­ сомненно, что в исторической науке су­ ществует два по-своему правомерных взгляда об инициаторе завоевания Си­ бири. А в этом случае историк-педагог не имеет права останавливаться на ка­ кой-либо одной точке зрения. Он обя­ зательно должен познакомить учащихся с тем и другим научным представлени­ ем. Авторы школьного учебника этого не сделали. Купцы Строгановы у них за­ слонили собою фигуру истинного завое­ вателя Сибири Ермака. Личность Ерма­ ка, до сего времени глубоко волнующая русского человека, выступает в учебни­ ке бледной и незаметной. И это следу­ ет считать вторым крупным принципи­ альным недостатком учебника. Может ли школьный учебник игнорировать на­ родные воззрения на Ермака? Ведь на- 1 Проф. И. В. Базилевич, проф. С. В. Бахрушин , проф. А. М. Панкратова, доц. А. В. Фохт. История СССР, часть I, изд. 10, М. 1951 г. § 41, стр. 150—153. 2 Эти ученые ссылаются на Ремизовскую летопись, где говорится, что казаки под угрозой насилия заставили Строгановых дать им необходимое снаряжение («А в поход Ермак на струги дружине своей у Максима взимал с пристрастием , а не вовсе в честь или в займы , но убити хотеш а и шита его разграбить, дом его... при нем ж ивущ и х раззорити в конец...».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2