Сибирские огни, 1951, № 6
Неясен и самый облик Александра Седых: кто же он, как и почему оказал ся в Сибири: приехал ли он в Сибирь на службу, или он оказался подневоль ным её жителем, как политический из гнанник. Всё это остаётся скрытым от читателя, что, конечно, ослабляет и ху дожественное значение этого образа. Но автору недостаточно декабристов, Пушкина, каких-то неведомых интелли гентов: его безудержная фантазия за ставляет включить в своё повествование ещё одно имя... Лобачевского. Тот же Седых напутствует Доржи: «Постарайся поступить в Казанский университет. Ректором там Николай Иванович Лоба чевский, всемирно известный учёный... Запоминай и записывай каждое его сло во» и т. д. (стр. 79). Не касаемся во проса, оправдано ли художественно это включение в роман имени Лобачевского, но историческая действительность иска жена в этом беглом упоминании самым чудовищным образом. В 1834 году нель зя было говорить о «всемирной извест ности» Лобачевского: в течение всей своей жизни он оставался одиноким и непонятым; чиновники его травили и преследовали; учёные — и в России и в Западной Европе — упорно не признава ли, и только во второй половине века начались его широкая известность и при знание. Так, несколькими небрежными, непродуманными строками оказалась за чёркнутой трагедия жизни великого рус ского учёного. Какое же, в конце кон цов, создаётся у читателя впечатление о николаевской действительности: заклю чённые в тюрьмах декабристы имеют возможность свободною общения с на селением; в сочинениях Пушкина печа таются его антиправительственные и ре волюционные стихотворения; дети раз ночинцев имеют доступ в Лицей; вели кие учёные-новаторы находят всеобщую поддержку и признание и т. д. и т. д. Вот к чему привёл автора отказ от серь ёзного и вдумчивого изучения историче ских источников. Я уже не говорю о разного рода мелких анахронизмах вро де алюминиевой фляги, которую автор умудрился ввести в быт на три четвер ти века раньше её фактического появ ления. Эти строки мы пишем с глубоким со жалением: невероятно досадно и обидно констатировать такую исключительную неудачу писателя; досадно видеть, как из-за нежелания серьёзно и вдумчиво от нестись к своей задаче оказались обес цененными и интересный замысел авто ра и его несомненное художественное дарование. Ведь именно эта повесть особенно убедительно свидетельствует о незаурядном таланте Ч. Цыдендамбаева. В повести есть много прекрасных и вол нующих страниц. Автор хорошо знает быт своего народа; он умеет видеть и чувствовать природу, умеет зарисовы вать образы живых людей, умеет, на-, конец, находить свои слова и свои соб ственные, отмеченные художественной индивидуальностью, краски и образы. Очень трогательны и художественно убедительны образы старой Аюхан и тринадцатилетнего паренька Затагарха- на; с большой силой художественной изобразительности зарисованы картины жертвоприношения коня и шаманского камлания, хороши его степные пейзажи, запоминаются выпуклые образы кулака Мухансая и сказочника-балагура Еши и т. д. В редколлегию альманаха «Байкал» входят известные бурят-монгольские пи сатели, критики, кандидаты филологиче ских наук, преподаватели Педагогиче ского института. Трудно думать, что ни кто не заметил ни одной из отмеченных нами ошибок. Неужели же они, просто- напросто, не читали романа или ограни чились лишь беглым просмотром его,—- и весь этот эпизод в целом оказался до полнительной иллюстрацией к указани ям нашей центральной печати о «мёрт вых редколлегиях»? М. АЗАДОВСКИЙ. Н езаверш ённый замы сел Героические годы гражданской войны с большой силой и яркостью отображены в нашей, советской поэзии. Достаточно вспомнить стихи и поэмы Н. Тихонова, Н. Асеева, М. Светлова, М. Голодного и многих других поэтов, не говоря уже о творчестве В. Маяковского. Нафос борьбы советских людей за родную зем лю, за первое в мире социалистическое государство пронизывает широко извест ные песни С. Алымова, А. Суркова, М. Исаковского.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2