Сибирские огни, 1951, № 6
сти, знакомство Банзарова с Бестуже выми; это знакомство могло возобно виться в Иркутске, где служил Д. Бан- заров и где Н. Бестужев провёл зиму 1854—1855 гг. Встречался, несомненно, Д. Банзаров й С другими представителями довольно обширной иркутской колонии декабри стов, в частности, он мог быть знаком с Волконским, Трубецким, Поджио, Муха- новым, Борисовыми, В. Раевским и др. Таким образом, тема встречи Банзарова с первыми русскими революционерами исторически вполне оправдана. Основую мысль автора прекрасно ил люстрирует и раскрывает одна, кажу щаяся как будто случайной, но имеющая безусловно символическое значение, сце на: Доржи разговаривает со своим зна комым Николаем Александровичем Се дых, который выведен в повести как представитель передовой русской интел лигенции. «Доржи, дорогой мой маль чик,— говорит ему его собеседник,— раз ве мало в России людей, которые думают о вашем народе так же, как Николай Бестужев? У них разные имена, но об щее большое и хорошее сердце... Ста райся учиться, Доржи. Храни дружбу с лучшими людьми...» «Мимо прошли русский чиновник и бурятский ноён. — Они на нас смотрят,— тихо сказал Николай Александрович и умолк. В это время опять начал реветь ухэр-бурэ». Эта сцена служит великолепным при мером того, что можно назвать «поли тической символикой» в художествен ном произведении. С большим художе ственным тактом, без каких бы то ни было излишних подчёркиваний, без гру бого нажима воссоздаёт писатель кон трастную картину двух миров. Миру Банзаровых и его друзей противостоит другой «дружеский круг» — союз рус ских чиновников и бурятских ноёнов,— и своеобразным аккомпанементом вры вается в эту картину грубо ревущая, дурманящая народное сознание, ламская музыка. Ч. Цыдендамбаев выступает как ав тор первого бурят-монгольского истори ческого романа; естественно, что, поста вив перед собой такую задачу и взяв ' такую важную и ответственную тему, автор должен был подойти к разреше нию её во всеоружии исторических зна ний. Прежде всего ему надлежало бы тщательно изучить литературу о пребы вании декабристов в Сибири, равно как и историю самого ‘декабристского движе ния и биографии тех исторических пер сонажей, которых он вводит в своё по вествование. Едва ли нужно доказывать и аргументировать необходимость и за конность такого требования. К сожале нию, автор не захотел пойти по этому пути; он предпочёл во- всём отдаться во власть фантазии и интуиции, что и от разилось на его романе самым плачев ным образом: в нём обилие анахрониз мов, исторических несообразностей, -гру бых ошибок и про-ч. Считаю необходимым оговориться: нельзя протестовать против вымысла в историческом романе или повести. Вы мысел — необходимый элемент художе ственного произведения. Как уже ска- t зано, мы не имеем никаких прямых сви детельств о встрече Н. Бестужева и Бан зарова; не знаем, как отнеслись они друг к другу и о чём беседовали при встре чах, но это не значит, что автор не име ет права создать какую-либо воображае мую беседу своих героев. Нужно толь ко, чтобы такой вымысел был оправдан художественно и исторически, чтобы он помогал более глубокому пониманию и освещению исторической действительно сти и ни в коем случае ей не проти воречил бы и тем более не искажал бы её. К сожалению, в романе Ч. Цыден- дамбаева мы беспрестанно сталкиваем ся именно с такой искажённой историей. Приведём несколько примеров: на стр. 30 Доржи слушает разговор стар ших; слышит, между прочим, что тайша Ломбоцыренов недавно подарил жене иркутского губернатора Трескина собо лей на несколько тысяч рублей. Дей ствительно, А. Ф. Трескина была -неве роятной взяточницей, и ей со всех кон цов обширной губернии несли всевоз можные дорогие ме-ха — -всё это так. Но автору, видимо, неизвестно, что А. Ф. Трескина умерла примерно лет за 15 до рождения Доржи Банзарова, а в 1810 г., т. е. также задолго до рождения Доржи, был отстранён от должности и сам Т-рес- кин. В последней главе автор рассказыва ет о несостоявшейся встрече, в дацане Доржи и Н. Бестужева. «Друзья долго искали в толпе Николая Бестужева. Они не встретились. Бестужеву, вероятно, не разрешили приехать в дацан» (стр. 79). Автор или не представляет себе хроно логии пребывания декабристов -в Сиби ри или не понимает условий их казе- матской жизни. До 1839 г. Н. Бестужев находился в Петровском Заводе, то есть в условиях каторжного режима, и, ко нечно, не могло быть и речи о каком- либо посещении им дацана или какого- либо другого места. У читателя же мо жет сложиться впечатление о слишком лёгкой форме каторжного -режима де кабристов. Смутные представления автора о пре бывании декабристов и, в частности, Бе стужевых -в Сибири иллюстрируются ещё одним примером: «А вон, видишь, в форме,— говорит один из собеседников Доржи,— это офицер Рык. Николай Александрович его зверем зовёт. Когда Бестужев жил в Нерчинске, Рык мно гих ссыльных до смерти замучил» (стр. 76). Но Н. Бестужев никогда ни в Не-р-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2